Учить, но как?

Внутренние действия, которые производят дети, не появляются сами собой. Они формируются на протяжении детства под влиянием взрослых — на основе внешних действий с предметами, поэтому очень важно, чтобы ребенок в раннем детстве постигал мир предметов, учился использовать их.

Конечно, совершенно необходимо учить ре­бенка и тем действиям, которые на виду, — рабочим, практическим («технике» рисова­ния, конструирования, использованию пред­метов и игрушек).

Но это ни в коем случае не должно пре­ вращаться в самоцель, не должно отрываться от формирования ориентировочных действий. Иначе вместо действенного обучения детей, способствующего их развитию, мы получим голое «натаскивание», результаты которого на первых порах внешне эффектны, но на самом деле не играют положительной роли в развитии ребенка.

Иной раз некоторые родители стараются натренировать малыша буквально в каждом движении, показать ему всё, чтобы он, подражая, повторил.

Вот его учат строить домик. Показывают, как класть каждый кубик, показывают многократно. Малыш усваивает при этом лишь внешнее действие, а ориентировка выполнена за него взрослым. Пользы от этого никакой.

Вот его учат рисовать. Мама изображает на бумаге человечка и говорит: «Нарисуй вот такого». Копирование рисунков взрослого, — вернее, его движений при рисовании — не требует того, чтобы ребенок сам произвел ориентировку в условиях задачи (а это для него задача — нарисовать); значит, и умения рисовать, по сути дела, у него не складывается — нечему «переходить вовнутрь».

Даже руководство играми детей взрослые иногда необдуманно берут на себя, навязывая ребенку готовые рецепты поведения в той или иной роли — «ты будешь шофером и должен делать вот то-то».

Короче говоря, ребенка всячески оберегают от необходимости самостоятельно восприни­мать и осмысливать мир, который он отображает в своих играх, рисунках, стихах, конструкциях.

Плоха и другая крайность — предоставить детям такую самостоятельность, чтобы они оказались «один на один» с окружающей действительностью. Пути к ее познанию и отображению они будут вынуждены искать на ощупь, и можно поручиться, что в подавляющем большинстве случаев эти пути окажутся не лучшими.

Учить, обязательно учить надо ребенка, но прежде всего не исполнительным действиям, а действиям, которые позволяют обследовать предметы, обнаруживать в них те или иные свойства, сравнивать их, делать выводы — и уж затем применять эти выводы на деле.

Только на этой основе, кстати, может про­будиться затем и собственная творческая активность малыша. Если мы «натаскаем» его, он будет в состоянии выполнять лишь то, что мы ему показывали. Но если он хо­рошо ориентируется в окружающем мире, то его собственным замыслам будет на что опереться.

Другие статьи:

Тренинг активной релаксации
Нервно-мышечная релаксация необходима по следующим причинам: v стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением; v при ослаблении напряжения мышц можно достигнуть значительного ослабления беспокойства, тревоги и других проявлений пов ...

Речевая культура. Культура общения. Речевой этикет
Речевая культура – сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной обще­ ...

Протекание семейной психотерапии до первого интервью с клиентом
Многие считают, что процесс семейной психотерапии начинается с первого интервью. В действительности он начинается при первом же контакте психотерапевта с кем-либо из членов семьи. Как водится, кто-нибудь один из них по рекомендации семейн ...