Психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения студентов к учению и сформированности учебной деятельности. Так, показано, что умение студентов ставить учебную задачу влияет на характер отношения к учению, что соответственно вызывает и изменение отношения к учению, которое становится теоретическим.
Сделанный выше общий вывод был экспериментально подтвержден в нашем психологическом исследовании. Результаты обследования показали, что уровень социально-психологической особенности студенческого возраста определяется общей ориентацией и связанны с развитием самосознания, осознания положения собственно «Я» в системе общественных отношений. Вполне естественно, что учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связана с интеллектуальным развитием студента и налагает свой отпечаток на их личностное развитие в целом, поскольку повышает самооценку, саморегуляцию и восприятие культурных ценностей. В отличие от других мотиваций, учебная мотивация направлена на изучение влияния на различные сферы ее деятельности индивида, а также его поведение. Исследования в данной области показывают, что по всем психолого-педагогическим показателям, диагностированным у студентов (академические достижения, особенности «Я-концепции», т.е. самосознания, самоуважения и самооценки, установки по отношению к учебному заведению, креативность, независимость, комформность, любознательность, тревожность локализация контроля, т.е. склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним, либо внутренним фактором и обстоятельствам, и, наконец, проявления в общении кооперации-конкуренции). Все эти исследования имели характер сравнительный, что сопоставлялось различными показателями исследований.
Вместе с тем, исследования показывают, что причины различных уровней учебной мотивации коренятся не только в психологии отдельных людей, но и в общих особенностях общественного устройства. Таковы главные обстоятельства, неразрывно связывающие авторитарно-бюрократическую пирамиду власти в современном обществе с воспроизводящим ее авторитарно-бюрократическим обучение в системе образования. Вот почему единственной надеждой для гуманистических педагогических инноваций являются укрепляющиеся во всех современных демократических обществах антитолитарные плюралистические ориентации, которые должны оставлять шанс на выживание самых различных тренинговых программ, в том числе и гуманистическим начинанием.
Другие статьи:
Система взглядов и убеждений . Требования к учителю
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродет ...
Лжец. Виды лжи
В книге И. Вагина «Психология выживания в современной России» рассматриваются проблемы обмана и лжи. В ней говорится о том, что человек, как правило, лжет или для достижения собственных целей или для возвышения себя в глазах окружающих ил ...
Семейное консультирование
Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаим ...
Разделы