Занятия следует организовать так чтобы студенту было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одногруппниками. На занятии должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация преподавателя при обучении на индивидуальные стандарты достижений студентов. Хайнц Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности. Их роль выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает для себя сам студент. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и преподаватель. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных причинах их получения. Эти представления человека или "когнитивные оценки человека" относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации.
Программа мотивационного тренинга Хекхаузена построена на формировании у учеников "чувства причастности" к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:
· постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;
· адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;
· вера в эффективность собственной деятельности;
· получение обратной связи о достижении цели;
· переживание ответственности за свои действия и их последствия.
Нынешняя система организации обучения в ВУЗе оставляет мало возможностей для индивидуального обучения. Здесь мы имеем прежде всего в виду жесткую обучающую систему с ее стабильным расписанием и учебным планом - одинаковыми для всех, преподаванием предметов по единым учебным программам, использованием таких форм и методов обучения, которые оставляют небольшие возможности для творческой работы преподавателей по развитию студентов и формированию их личности. Отсюда цепочкой вытягиваются различные отрицательные явления, имеющие место в учебной работе в настоящее время: слабая учебная мотивация студентов, учение их ниже собственных способностей и возможностей, случайность выбора профессии и путей продолжения образования, внешне кажущаяся "неактивность" педагогов.
Другие статьи:
Способы обнаружения лжи
В книге И. Вагина описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения. В книге приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец ...
Учение о государстве
Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Мона ...
Мотив аффилиации
Содержание мотива аффилиации далеко не однородно: сюда включаются потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь. Г. Мюррей так определяет потребность человека в аффи ...
Разделы