Учение о физиологии

Психология » Учение о физиологии

Учение о физиологи высшей нервной деятельности, созданное трудами великого русского учёного И.П. Павлова, имело, как и всякая наука, длительную предысторию. Можно назвать по крайней мере три области знаний, которые явились как бы предметами учения о ВНД- это общая физиология, экспериментальная психология и зоопсихология. Рассмотрим историю двух последних, поскольку в них с наибольшей полнотой проявилась борьба извечно непримиримых философских течений- материализма и идеализма.

Выдающимся выразителем древнегреческих материалистических взглядов был Демокрит(460-370гг. до н.э.). Согласно его учению, весь мир- материальная субстанция, состоящая из мельчайших, неделимых частиц- атомов. Он считал, что душа состоит из атомов, которые рассеиваются после смерти человека. При жизни же на организм постоянно падают атомы, отрывающиеся от предметов. Совокупности атомов, представляющие собой копии предметов, вызывают деятельность органов чувств и порожают ощущения и мышление.

Противоположные взглядам Демокрита представления о душе развивал Платон (427-347гг. до н.э.). Он полагал, что душа человека двойственна. Она делится на душу низшего порядка-смертную, которая в свою очередь состоит из трёх частей- разумной, ощущающей и растительной, и на душу высшего порядка- бессмертную. Эта сложная душа находится в различных отношениях с телом. Бессмертная душа независима от тела, она может переходить от одного организма к другому и может существовать самостоятельно. Душа смертная, умирающая вместе с телом, пребывает, в зависимости от её назначения, в различных частях тела: разумная- в голове, ощущающая- в сердце, а растительная- в животе. Человек наделён обоими видами души, а животное обладает только смертной душой.

Значительную роль в развитии взглядов на природу психических явлений в античном мире сыграли труды великого мыслителя древности- Аристотеля(384-322 до н.э.). Аристотель в значительной степени систематизировал знания о мире, которые накопились до него, и положил начало разделению науки на физику и метафизику. Под последней подразумевалась та область знаний, которая находится вне непосредственного физического опыта. К ней относились его исследования психики, изложенные в трактате

«О душе». По его мнению, человек обладает как высшей, так и низшей формой души, а животные- только последней. Многие животные, отмечал Аристотель, могут учиться и запоминать, но только человек способен размышлять и обсуждать то, чему он научился.

В период расцвета античной философии взгляд на психику человека основывался не только на размышлениях, но и на врачебном опыте и результатах анатомо-физиологических экспериментов. Так, выдающийся представитель древнегреческой медицины Гиппократ(460-377гг. до н.э.), считал основой лечения больных не умозрительные заключения, а тщательное наблюдение за больным, обобщение врачебного опыта и изучение анатомии и физиологии. Однако научные знания были весьма примитивны, а теоретические обощения носили фантастический характер. Последователи Гиппократа, наблюдая своих пациентов, отмечали особенности их поведения, однако давали наивные объяснения причин замеченных явлений.

Знания «гиппократиков» о природе тела и психической деятельности организма человека значительно дополонил римский врач Гален(129-201), проводивший не только набюдения за поведением своих пациентов, но и анатомирование и физиологические эксперименты на животных. Он испытывал действие лекарственных веществ на организм животных, перерезал у них различные нервы, идущие от органов чувств к мозгу, и своими наблюдениями подтверждал взгляды Гиппократа на мозг как орган ощущений и мышления. Согласно Галену, п онервам движется психическая «пневма», которая переносит ощущения от органов чувств к мозгу, а от мозга- двигательные побуждения к мышцам. Это «пневма»- основа высших, психических процессов. Кроме неё существует и животная «пневма», ведающая низшими физиологическими функциями.

Вслед за расцветом, а затем распадом античного общества наступил длительный период средневекового застоя. Христианская религия, заняв господствующее положение в Европе, жестоко подавляла всякие попытки развивать науку, и в особенности материалистические взгляды на психику. Церковь поощряла идеалистические учения Платона и неоплатонников в душе, включив многие из их педставлений в свои догматы.

Один из наиболее фанатичных христианских философов-Августин(354-430) создал классификацию субъективных переживаний человека. Душу человека он сичтал слепым орудием божественной воли. На основе идеалистических представлений древнегреческих философов и собственных теологических взглядов Августин создал религиозно-философскую систему канонов, основы которой признаются католической церковью и по сей день. Он считал, что душа человека имеет две формы- разумную и чувственную, объединяемое в единое целое.

Материалистические тенденции, зародившиеся в древние времена в философии, естествознании и медицине продолжали развиваться. Особенно ярко они проявились в деятельности таджикского врача, математика, поэта и филисофа Авиценны(980-1037). Он считал, что окружающий мир воспринимается через органы чувств и вызывает ощущения и представления. Наряду с материалистическими взглядами на психические явления Авиценна допускал существование бессертной, вечной, разумной души. Большое значение имела также деятельность другого средневекового мыслителя- арабского философа Авероэсса(1126-1198), который не только говорил о тесной связи души с телом, но иотрицал бессмертие души и загробную жизнь.

Другие статьи:

Физическое Я в структуре Я-концепции
Пионерами в области изучения физического Я в истории психологии были представители психоанализа. Собственно, сам психоанализ «возник благодаря изучению психосоматического аспекта органической симптоматики истерии и невроза страха» (Аммон, ...

Идентификация внутри массы. Необходимость принуждения, насилия и вождя
Если абстрагироваться целиком и полностью от общественной морали, религиозных учений, разных философских концепций, от всего того, что призвано давать человечеству смысл жизни и взглянуть на человека с чисто биологической точки зрения, как ...

Ритуалы подростковой субкультуры.
Говоря о секретном мире подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир. 1.Самый известный ритуал – ритуал закрепления дружбы. Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростково ...