Особенности воспитания детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности

Психология » Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности » Особенности воспитания детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности

Страница 1

Мы уже отмечали ранее, что интеллектуальное нарушение затрудняет формирование социально – нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении. Поэтому одна из основных задач воспитания умственно отсталого ребёнка – формирование системы нравственно – правового сознания и соответствующего социального поведения. Важнейшим условием для осуществления этой задачи является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой необходимый запас представлений и убеждений школьники получают в процессе практических ситуаций, лично для них значимых. При этом важно, чтобы в различных ситуациях и видах деятельности ученики были активны и проявляли эмоциональную заинтересованность в правильном поступке. В связи с особенностями развития личности детей с нарушением интеллекта в степени дебильности: снижением инициативы, самостоятельности, нарушением иерархии интересов и потребностей, осознания общественно значимых мотивов деятельности, - существует необходимость усиления педагогического руководства поведением и деятельностью учащихся. Однако со временем контроль должен ослабевать, иначе произойдет торможение формирования общественной активности и самостоятельности.

Действенным регулятором поведения любого человека, в том числе и умственно отсталого школьника, является коллектив. Нравственными нормами поведения ученики вспомогательной школы овладевают в процессе коллективного взаимодействия. Приобретённые в коллективе нормы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребёнка. Коллектив обладает широкими возможностями для общения детей, обеспечивает их равноправное положение в межличностных отношениях.

Но во вспомогательной школе реальные возможности коллектива ниже, чем в обычной. Это связано со спецификой состава учащихся. Поэтому для успешного осуществления воспитательных задач через коллективное взаимодействие учителю необходимо глубоко изучить особенности и возможности каждого ребёнка.

Задачи коллективного, а так же физического, нравственного, эстетического, экологического и других видов воспитания помогает осуществлять трудовая деятельность. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело, такие личностные качества, как настойчивость, честность. Трудовая деятельность позволяет воспитывать у учащихся навыки личной гигиены, привычку следить за чистотой помещения, постигать красоту труда, получать удовлетворение от процесса созидания.

Физическое воспитание детей школьного возраста с нарушением интеллекта в степени дебильности способствует социализации детей, развитию их познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. При проведении физического воспитания во вспомогательной школе необходимо учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возраст и половые различия учащихся; следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям детей; добиваться осмысления и выполнения учениками словесной инструкции; осуществлять физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности; стремиться совершенствовать познавательную деятельность детей – олигофренов средствами физической культуры; Осуществлять системный подход к решению коррекционных задач: сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами физической культуры высших психических процессов.

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве, обществе, а так же развитие способности создавать красивое. Во вспомогательной школе эстетическое воспитание – неотъемлемая часть единого коррекционно – воспитательного процесса. Но оно имеет свою специфику, обусловленную особенностями психофизического развития детей. С учётом своеобразия развития учеников вспомогательной школы эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1. Способствовать коррекции (Исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, проявляя заботу о становлении личности каждого ребёнка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно- эстетическим оценкам и правилам, аргументированным суждениям.

3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

Страницы: 1 2

Другие статьи: