Исскуство смерти

Страница 1

Сегодня

наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина, почти ничего не могут предложить для душевных мук умирающего. Соответсвенно специалист, работающий в условиях такой культуры, практически ничего не может предложить в качестве позитивной альтернативы умирающим: более разумно помогать тому, у кого есть шансы вернуться к продуктивной жизни, нежели тому, кто более не в состоянии вносить вклад в развитие общества и в ближайшем будущем физтчески перестанет существовать.

Кроме того, работа с умирающими и их семьями крайне трудна. Она не только предъявляет высокие требования и сложна по своей сути, но и происходит в неблагоприятных условиях, пронизанных пессимизмом. Психотерапевт постоянно соприкасается с сильными и болезненными эмоциями, предопределенными обстоятельствами, в которых находятся умирающий и его близкие. К тому же личные отношения с человеком, находящимся на пороге смерти, могут пробуждать собственную тревогу, связанную с идеей биологической кончины. Как показывают исследования, осознание смерти организмом находится практически на клеточном уровне и представляется главной прчиной неестественногоуклонения от связанных с нею проблем. А в условиях полного отсутствия социальных, психологических, философских и духовных систем, обеспечивающих поддержку и могущих быть противопоставленными этому страху, последний становится важнейшим препятствием в работе с умирающими и основным сдерживающим фактором в деле оказания им эффективной помощи.

Правда, в противовес того, что было сказано выше две культуры в истории человечества проявили особое внимание и выказали особое знание, касающееся прцесса умирания: египетская и тибетская. Их священнослужители исполняли

сложные ритуалы для облегчения последнго перехода и разработали сложнейшие карты, служашие инструкциями в посмертном путешествии души. В письменной форме данные руководства известны нам под названиями «Египетская книга мертвых»(32) и «Тибетская книга мертвых»(3). Рассмотрим каждую из них вкратце.

«Египетская книга мертвых» - заглавие собрания погребальных текстов, которые древние египетские писцы составляли на благо знатного покойника. Они состоят из заговоров, заклинаний, гимнов, плачей, магических формул и молитв. От первой до последней строки в текстах проявляется непоколебимая вера египтян в воскресение и бессмертие души.

Согласно египетской мифологии бог Солнца Атум-Ра днем проплывает в ладье по небу. В час заката солнечная ладья проходит через горную цепь на западе и ночью продолжает путь через Туат, потусторонний мир и обитель мертвых. Область Туат, называемая Секхет Аару, является царством Осириса. Сюда допускались только те, кто благополучно прошел через судилище в зале Маат. Туат подразделялся на 12 областей по числу часов, которые солнечная барка проводила в потустороннем мире ночью. Перед входом в каждую из них находились врата, охраняемые тремя божествами-стражами и представляющие особые опасности для обитателей солнечной ладьи. Спутникам бога Солнца приходилось пробиваться сквозь места, озаряемые огнем, где жара, клубы дыма и ядовитых испарений оюжигали ноздри и рты. Ужасные существа, фантастические создания и чудовищные змеи подстерегали их по пути. Самой страшной из опасностей был брат Осириса Сет в образе гигантского змея, пытающегося пожрать солнечный диск. Ежедневно Афу-Ра завершает путешествие через Туат, преодолевает все опасности, с помощью богини-кошки Бастет убивает Ааепа и поднимается над восточными горами, даруя тепло, свет и жизнь. Египтяне полагали, что души умерших проходят через ту же борьбу и превращения, что и Афу-ра.(32)

«Бардо Тедоль», или «Тибетская книга мертвых», относится к гораздо более позднему времени, чем ее египетский аналог. «Бардо тедоль» является руководством для умирающих и умерших, наставлением, помогающим отправившимся в путь определять различные фазы промежуточного состояния между смертью и новым рождением и достичь освобождения. Всего тибетцы различают 6 промежуточных состояний, или бардо.

Естественное бардо – период внутриутробного существования.

Вторым - бардо, в котором пребывают во время сна.

Третье бардо достигается в состоянии экстатического равновесия во время глубокой медитации.

Оставшиеся три бардо связаны со смертью и новым рождением: бардо момента смерти; бардо, когда в состоянии наступающему после смерти, переживаются кармические иллюзии; и бардо процесса возвращения в существование в сансаре путем устремления к новому рождению.

В «Бардо Тодоль» описываютя события происходящие на психическом плане в момент смерти: телесное чувство давления («земля погружается в воду»), превращение сковывающего холода в лихорадочную жару («вода погружается в огонь») и возникновение ощущения, словно тело разрывается на мельчайшие частицы («огонь погружается в воздух»). В момент кончины умирающие видят «Изначальный ясный свет». Если они не охвачены всепоглащающим напряжением, то могут мнгновенно достичь освобождения. Если же замешкаются,- то позже им снова представится подобная возможность, в тот момент, когда над ними засияет второй источник ясного света. Упустив эту возможность, они должны будут проходить через трудную для понимания последовательность духовных событий, в ходе которых их сознание постепенно все более отдаляется от освобождающей истины по мере приближения к новому рождению.(3С.531-590).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Особенности развития личности подростков с ограниченными возможностями
Детская инвалидность - одна из острейших проблем современного общества. По определению ВОЗ «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеванием, последствием травм и ...

Речевая культура. Культура общения. Речевой этикет
Речевая культура – сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной обще­ ...

Теория личности а. г. маслоу
Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинност ...