Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности.

Психология » Учение о физиологии » Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности.

Страница 2

Д.И. Писарев в статье «Пчёлы» отмечал, что вздорные теории публицистов и историков будут разлетаться подобно мыльным пузырям до тех пор, пока их авторы не станут на «твёрдую основу фактов». «Словыа и иллюзии,-говорил он,-гибнут,-факты остаются». И.П. Павлов незадолго до смерти писал в знаменитом завещании молодёжи: «Факты-это воздух учёного. Без них ваши теории-пустые потуги». Великий физиолог с предельной ясностью, так же как и его предшественики-революционые демократы, понимал соотношение фактов и теории. Он часто изменял свои предположения, теоретические выводы, если этого требовали факты. Вместе с тем И.П. Павлов постоянно стремился к широким обобщениям, к создании большой теории, поэтому завещал молодёжи: «…изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь прониктнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, или управляющие». Такое представление о соотношение эксперимента и теории вытекает из материалистического решенифя основного филосовского вопроса в пользу материи и развивает, как говорил А.И. Герцен, «… истинные понятия об отношении мышления и бытия». Здесь находит продолжение мысль Сеченова, возникшая впервые в истории физиологии, о существовании мира независимо от человека и о том, что познание мира объективного возможно только через органы чувств, результаты деятельности которых « суть источники всей психической деятельности».

И.М. Сеченов в 1863г. в гениальном труде «Рефлексы головного мозга» попытался представить физиологические механизмы этой деятельности. Он был глубоко убеждён в том, что первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна, следовательно, всякое воздействие извне на человека и ответная деятельность человека находится в причинной связи. Связь эта осуществляется через головной мозг- по типу рефлекторной реакции.

И.М. Сеченов впервые аргументировано доказал, что психические процессы должны стать объектом физиологического изучения. Эту мысль Сеченов развил и обосновал в статье « Кому и как разрабатывать психологию?». Он писал, что все психические акты, совершающиеся по типу рефлексов, должны быть подвергнуты физиологическому исследованию. К сфере физиологии относилось непосредственное начало рефлекса, чувственное возбуждение, вызываемое извне, и конец- движение, но физиология должна изучать и середину рефлекторного акта, т.е. «психический элемент в тесном смысле слова», который очень часто, если не всегда, оказывается, по существу, не самостоятельным явлением, а интегральной частью всего процесса в челом. Согласно его взгляду, мысль- это рефлекс с заторможенным эффекторным концом, а аффекты- усиленные рефлексы в результате повышенного процесса возбуждения. Эти оригинальные идеи были творчески развиты Павловым, сосредоточившим всё внимание на психическом элементе, на интегральной части (по Сеченову) рефлекторного процесса, благодаря изменчивости которой организм- относительно замкнутая система- может активно приспосабливаться к среде, «уравновешивать» её.

Основные законы работы головного мозга, раскрытые И.П. Павловым, подтверждают гениальные предвидения И.М. Сеченова. И.П. Павлов считал, что главным «толчком» к его решению- объективно изучать работу головного мозга- послужило испытанное в юношеские годы «…влияние талантливой брошюры Сеченова, отца русской физиологии, под заглавием «Рефлексы головного мозга» (1863). «В этой брошюре была сделана- и внешне блестяще- поистине для того времени чрезвычайная попытка(конечно, теоретическая, в виде физиологической схемы) представить себе наш субъективный мир чисто физиологически»( И.П. Павлов, 1973, с10).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

О понятии «Дух»
«Дух силен радостью». Лукреций Немецкое слово «дух» обладает столь большой областью применения, что требуется некоторое усилие, дабы вообразить, что же под всем этим имеется в виду. Духом обозначается тот принцип, который составляет про ...

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие р ...

Секты и национальная безопасность
Однажды мой друг, врач, слушая мои лекции, поправил меня, сказав, что в движении сперматозоидов существует закон массы, только поэтому удается достичь цели одному. Конечно, я знал это, но в лекциях всегда говорил, что из 500 000 000 (пять ...