Возникновение психологии как науки

Психология » Учение о физиологии » Возникновение психологии как науки

Страница 3

где С-коэффициент пропорциональности.

Другой подход, также приведший к проникновению в психологию количественных методов, был связан с изучением явления, которе впоследствии получило название «время реакции». Было обнаружено, что реакция на раздражитель не возникает сразу, а несколько запаздывает, причём это запаздывание не одинаково. Это наблюдение было сделано в связи со сравнением моментов, в которые разные наблюдатели отмечали прохождение звезды через координатную сетку телескопа. Первоначально это привело даже к тому, что один из ассистентов Гринвичской обсерватории был уволен, т.к. по мнению директора обсерватории, он отмечал прохождение звезды через меридиан с опозданием на десятую долю секунды. Это произошло в конце 18 столетия, и лишь спустя четверть века в результате систематических нблюдений другого астронома было установлено, что каждый человек имеет своё индивидуальное время реакции.

Большая работа по изучению времени реакции, а также по внедрению в психологию других способов количественного изменения реакций была проведена профессором психологии Лейпцигского университета В. Вундтом(1832-1920), ранее занимавшимся физиологией. Он считается основателем экспериментальной психологии, явившейся одной из предтеч учения о высшей нервной деятельности.

Как уже было сказано, в становлении высшей нервной деятельности наряду с экспериментальной психологией немалую роль сыграла также и зоопсихология, возникновение кторой связано с именем Ч. Дарвина(1809-1882), а именно с его трудом «Выражение эмоций у животного и человека». Действительно, установив непрерывность эволюционого процесса образования видов, Дарвин усмотрел элементы общности между психикой человека и животных, показав, в частности, что эмоциональное проявление человека, можно рассматривать как дальнейшее развитие функций животных, имеющих полезный характер.

Конец 19 и начало 20 века было периодом расцвета экспериментальной психологии и вместе с тем её кризиса. Найчный подход к исследованию психики открывал широкие перспективы изучения фунций мозга, но доминирование взгляда на психику, как на особое явление, не имеющее ничего общего с физиологическими процессами, препятствовало этому. Психике человека приписывали таинственные особенности, будто бы не познаваемые объективным путём, а животных наделяли чувствами и переживаниями, свойственными человеку. Противоречия между аучными фактами и уморительными объяснениями их привели к распаду психологии нанесколько направлений, пытавшихся преодолеть кризис, возникший в недрах науки.

Против антроморфизма и интроспекции зоопсихологов и психологов выступили Л.Морган, автор книги «Привычки и инстинкт»(1899), а также Ж. Лёб- автор теории тропизмов. Ж.Лёб считал, что понятия, применяемые при описании поведения организма, должны быть объективными. Согласно его теории, поведение животных, подобно движению планеты, определяется внешними силами, организмы бездушны и, как всякая материя, подчиняются физико-химическим законам. Лёб считал, что трофизмы, возникающие под влиянием внешнего воздействия у растений и низших животных, служат главным механизмом поведения животных. Однако Лёб был вынужден признать наличие у высших животных ассоциативной памяти, представляющей нервные следы предыдущих поведенческих реакций. Сходной точки зрения придерживался психолог Г.Дженнингс, но, в отличие от Лёба, он пользовался введённым Сенсером понятием « проб и ошибок». Он считал, что в результате проб и ошибок животное выучивается находить правильное решение задачи. В общем это было научное стремление к познанию первопричины поведения животных, его физико-химически основ, но оно доводилось до абсурда стиранием качественных особенностей живого и неживого.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи: