Первоначальные исследования психоанализа.

Психология » Учение Фрейда » Первоначальные исследования психоанализа.

Страница 1

О психоанализе Фрейд пишет:²Это не моя заслуга. Я не принимал участия в первоначальных исследованиях. Когда другой венский врач доктор Йозеф Брейер в первый раз применил этот метод к одной истерической девушке 1880-1882, я был студентом и держал свои последние экзамены.²

Было замечено, что больная во время состояния абсанса[1], психической спутанности бормотала какие-то слова. Эти слова производили впечатление, как будто они относятся к каким-то мыслям, занимающим ее ум. Врач просил запомнить эти слова, затем поверг ее в состояние своего рода гипноза и повторил ей снова слова, чтобы побудить ее сказать еще что-нибудь на эту тему. Больная пошла на это и воспроизвела перед врачем то содержание психики, которое владело ею во время состояний спутанности и к которому относились упомянутые отдельные слова. Рассказав ряд таких фантазий, больная как бы освобождалась и возвращалась к нормальной душевной жизни. Такое хорошее состояние держалось в течение многих часов, но на другой день сменялось новым приступом спутанности, который, в свою очередь, прекращался таким же образом. Сама больная, которая в этот период болезни удивительным образом говорила и понимала только по-английски, дала этому новому способу лечения имя talking cure (лечение разговором) или называла это лечение в шутку ²chimney sweeping² (прочистка труб). Вскоре как бы случайно оказалось, что с помощью души можно достичь большего, чем временное устранение постоянно возвращающихся расстройств сознания. Если больная с выражением аффекта вспоминала в гипнозе, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появлялись впервые, то удавалось совершенно устранить эти симптомы болезни.

2.1. Сознательное и бессознательное.

Благодаря изучению гипнотических явлений мы привыкли к пониманию того, что в одном и том же индивидууме возможно присутствие нескольких душевных группировок, которые существуют довольно независимо друг от друга, могут ничего ²не знать² друг о друге, и которые попеременно захватывают сознание. Случаи такого рода, называемые double conscience[2], иногда возникают самопроизвольно. Если при таком расщеплении личности сознание постоянно присуще одному из двух состояний, то это последнее называется сознательным душевным состоянием, а отделенное от нее – бессознательным.

2.3. ²Сопротивление больного².

Катартический метод лечения, как его практиковал Брейер, предполагал приведение больного в глубокое гипнотическое состояние, т.к. только в гипнотическом состоянии можно было получить сведения о патогенных соотношениях, Фрейду вскоре стал неприятен. Немаловажной причиной было то, что он, несмотря на все старания, приводил в гипнотическое состояние более чем только часть больных.

Фрейд стал поступать иначе, он спрашивал больных относительно пережитого в сомнамбулизме. Сначала они утверждали, что ничего не знают, но, не успокаиваясь, Фрейд настаивал на своем, уверял их, и забытые воспоминания всякий раз воскресали снова.

Но какая-то сила препятствовала тому, чтобы воспоминания сделались сознательными, и заставляла их оставаться бессознательными. Существование такой силы можно было принять совершенно уверено. Она поддерживала болезненное состояние, а именно – сопротивление

больного.

Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. Причем те самые силы, которые препятствуют забытому стать сознательному в свое время содействовали этому забыванию и вытеснили из сознания соответствующие патогенные переживания. Фрейд назвал этот процесс – вытеснением и рассматривал его как доказанный, благодаря неоспоримому существованию сопротивления.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Теория Э.Фрома - опыт анализа и применения при наблюдении бытия
Психологическую теорию Э.Фромма можно условно разделить на несколько частей. Мы остановимся на одном из главных его тезисов. О том, что психика человека может иметь две направленности – на бытие или на обладание[1]. Эта направленность мо ...

Соглашение о картине окружающей действительности.
Как говорилось выше, все человеческие существа поддерживают единую, не вызывающую сомнений, картину окружающей действительности. Несмотря на некоторые географические, социально-культурные, религиозные и политические отличия в жизни людей, ...

Развитие потребности в общении.
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. В общении потребнос ...