Типы взаимодействия.

Страница 1

Существует несколько подходов к классификации типов взаимодействия.

1. Самый естественный способ классифицировать взаимодействие - по контексту.

Само собой разумеется, что взаимодействие происходит в какой-то ситуации, “обрамлении”:

Основными контекстами являются:

В дополнение можно назвать еще ряд специфических контекстов взаимодействия:

*терапевтический

*религиозный

*академический

*досуговый

2. Другой способ дифференцировать типы взаимодействий - учесть степень интимности.

Контекст взаимодействия не определяет степень близости к тому или иному человеку. Близость может быть интеллектуальной , эмоциональной, физической. Ирвин Адамс и Даллас Тейлор предложили классифицировать разновидности близости в терминах “поверхностности” или “интимности” отношений. Это противопоставление хорошо понятно, если вспомнить эффект “купейного знакомства”. В разных контекстах характер взаимодействия с теми или иными людьми может характеризоваться большей или меньшей степенью интимности или поверхностности.

Для тренировки: вспомните людей с которыми вы взаимодействуете в различных контекстах. Определите степень, интеллектуальной, эмоциональной или физической близости, относительно на своего “Я”:

работа семья досуг

Я

Я

Я

3. Разнообразие взаимодействий можно классифицировать и с точки зрения соотношения в них двух переменных: любовь/ненависть и доминирование/подчинение.

Тимоти Лири предложил рассматривать сочетания этих переменных во взаимодействии как стили взаимоотношений:

любовь

доминирование подчинение

ненависть

На первый взгляд трудно представить человека одновременно склонного к доминированию и любви. Однако такой стиль отношений возможен, например во взаимодействии родителей с детьми. С другой стороны, сочетание ненависти и подчинения возможно у подчиненного во взаимодействии с руководителем.

Уильям Уилморт описывает в связи с этим несколько возможных типов отношений. Так, отношения доминирования и подчинения могут быть:

-комплиментарными(взаимодополняющими): партнеры ведут себя по-разному. но при этом каждый удовлетворяет свои потребности;

-симметричными:партнеры ведут себя одинаково;

-параллельными:доминирование и подчинение поочередно проявляется в разных контекстах

Отношения в пространстве любовь-ненависть могут быть “преобладающе хорошимиили “преобладающе плохими

”. Вероятна ситуация, в которой двух людей связывает именно взаимная ненависть.

4. Наконец, есть возможность выявить типы взаимодействия в соответствии с характером психологического климата

во взаимоотношениях, психологический климат зависит от того, оказывают ли и в какой степени партнеры по взаимодействию друг другу психологическую поддержку:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

ЕСТЬ, ОТСУТСТВУЕТ,

если поведение если поведение

1. Дескиптивно, т.е. ориентиро- 1. Ориентировано на оценки,

вано на описание, изложение суждения, готовые мнения.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Развитие дошкольника
В период от 3-х до 6—7 лет у ребенка продолжается быстрое раз­витие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность — игра. Постепенн ...

Этап возникновения речи
Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца 1-г ...

Заключение.
Выше описанные характеристики личности педагога вообще должен иметь, в частности, преподаватель психологии. Ведь личностное развитие, включающее в себя и профессиональное, играет огромную роль в осуществлении им эффективной деятельности. ...