Цели и структура взаимодействия

Страница 2

2) Цели взаимодействия.

Цель взаимодействия является удовлетворения ряда социальных потребностей.

*Потребность в предсказуемости ситуации и поведения других людей. Одна из потребностей человекасостоит в том, чтобы мир был по возможности предсказуем. Огромный и сложный репертуар форм поведения подразумевает, что удовлетворить эту потребност не так просто. Однако существование имплицитных правил общения помогает решать эту проблему.Предсказуемая последовательность общения освобождает от необходимости обращать внимание на мелкие детали и направляет внутренние силы на решение более важных задач.

*Потребность в контроле над интимностью/доступностью (регулирование внутриличностого пространтства).

Для поддержания психологического равновесия чедовеку необходимо обмениваться с окружающими сигналами о том, насколько он в данный момент доступен для других, или в какой степени желает сохранить автономность. В физическом смысле мы сохраняем определенную дистанцию от окружающих, являющуюся сигналом о степени доступности и готовности к контакту. Имеются и другие, кроме дистанции, невербальные сигналы, позволяющие контролироват внутриличностное пространство.

*Потребность в определении принадлежности и статуса.

Когда люди собираются вместе, они различными способами обозначают свой статус и принадлежность к той или иной группе. Они располагаются определенным образом относительно друг друга, выражают общность интересов и позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или отдаленность от других.

*Потребность в поддержании хороших отношений.

Людям свойственно испытывать потребность в хороших отношениях друг с другом. Постоянная агрессивность или неприязнь отрицательно сказываются на психическом состоянии. Поэтому взаимодействие - это серия ритуальных действий, служащих сигналами наших добрых намерений по отношению к другим людям.

Выделяются два вида обменов для поддержания отношений:

а) развивающие - те, которые имеют место тогда, когда отношения складываются нормально, и следует только сохранить их на том же уровне;

б) корректирующие - те, которые используются для того, чтобы исправить отношения, качество которых не удовлетворяет.

*Потребность в самопрезентации (самопредъявлении).

Взаимодействие необходимо, чтобы удовлетворить потребность в самоидентификации, в получении сигналов о том, как нас воспринимают окружающие. Самопредъявление имеет, по крайней мере, два компонента. Один - это контроль за информацией, которую мы предоставляем о себе другим людям, давая им возможность составить о себе представление. Другой компонент связан с ролью, которую мы играем во взаимодействии. Здесь уместно сравнение с театром. Плавное течение пьесы возможно лишь при согласованном выполнении актерами своих ролей. Вообразите Мэри Попписн прерывающую Гамлета посреди его коронного монолога. В этом смысле различные ситуации нашей жизни есть ни что иное как сцены большого спектакля, в каждой из которых мы играем определенную роль. (Это - психологические роли: они тесно увязаны с социальными, но не сводятся к ним полностью, относятся к способу режиссуры социальных ролей).

Удовлетворение потребности в самопрезентации требует умений самораскрытия - т.е. намеренной передачи значимой информации о себе, которая иначе не стала бы известна.

Во-первых, следует различать широту и глубину саморакрытия.

Верхний овал представляет собой модель различных сфер жизни человека. Самораскрытие по широте относится к тому, сколько и какие из своих сфер жизни вы преднамеренно делаете открытыми.

Нижний овал позволяет увидеть, что независимо от широты, информация о себе может быть представлена с разной степенью глубины - на уровне клише, т.е. станлартных предсказуемых фраз, на уровне фактов - перечисления событий и обстоятельств и на уровне эмоций - выражения отношения к себе, другим людям, обстоятельствам и ситуациям.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Персонализация и отраженная субъектность.
<Потребность быть личностью>, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в социальные связи, в общественную практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями, общественными ...

Биоинформационный контакт человек-растение
Экспериментам, проводившимся в Советском Союзе и посвященным психолого-ботаническим дистанционным взаимодей­ствиям человека и растения, предшествовали многочисленные фунда­ментальные исследования. К ним необходимо прежде всего отнести раб ...

Особенности проявления темперамента у младших школьников.
Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания. 2.1 Сангвиник Очень живой, непоседли ...