Заключение.

Страница 1

Приведенный корреляционный анализ уровня интеллекта супругов и удовлетворенности браком продемонстрировал их значимую отрицательную зависимость.

Данным исследованием мы привнесли следующий вклад в психологическую науку:

Во-первых, мы затронули ранее нигде не звучавшую проблему возможного влияния фактора интеллекта супругов на степень их удовлетворенности браком.

Во-вторых, в эмпирическом исследовании мы доказали связь этих двух переменных, что, безусловно, может использоваться в консультативной работе с семьей. Если расценивать неудовлетворенность тождественно недовольству, то неудовлетворенность браком есть ни что иное, как недовольство одним или несколькими фактами, имеющими отношение к семейной жизни. Как нам известно, недовольство (или критичность) присуще в большей степени интеллектуально развитым людям. Из повседневной жизни мы знаем, именно недовольство является мощным стимулом к разного рода изменениям. Таким образом, благодаря неудовлетворенности интеллектуально развитые люди могут стремиться к улучшению качества своего брака, т.е. выйти на развитие качественно новых супружеских отношений. Задача психолога – консультанта в ситуации обращения супругов по поводу неудовлетворенности браком – «доведение до клиента имеющую отношение к его психологическим проблемам информацию».1 Во-первых, это объяснение клиентам отрицательной связи между уровнем интеллекта и степенью удовлетворенностью браком. На этом этапе важно подчеркнуть, что если клиент недоволен своим браком, то это, в первую очередь, свидетельствует о его высоком развитом интеллекте. Следующий этап работы психолога – активизация клиента с целью нахождения путей изменения семейной жизни клиента в положительную сторону.

Таким образом, открывается новый взгляд и на проблему разводов. С этой позиции можно рассматривать развод не как отрицательный опыт (в семье не сложилось), а как стремление одного или обоих супругов перейти к качественно новым отношениям, что, безусловно, является развитием.

Широта применения любого нового знания в психологии семьи неоспорима, т.к. большая часть взрослого населения планеты – люди, состоящие в браке.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что о качестве брака нельзя судить по степени удовлетворенности браком, поскольку удовлетворенность или неудовлетворенность браком, видимо, определяется не сколько реальным качеством брака, сколько уровнем интеллекта.

Супруги с высоким уровнем развития интеллекта всегда будут неудовлетворены качеством своего брака, тогда как супруги с низким уровнем развития интеллекта всегда будут удовлетворены им.

Это открывает новые перспективы для выявления и описания качества брака, поскольку можно предполагать, что критерий субъективной оценки своего брака здесь не срабатывает.

Необходимо найти другие, более объективные критерии и оценить вклад каждого супруга в обеспечении качества брака.

Отдельная проблема здесь заключается в том, означает ли низкая удовлетворенность браком супругами и их высокий уровень интеллекта то, что они никогда не могут быть счастливы в браке. Возможно ли такое сочетание: низкая степень удовлетворенности браком и высокая оценка своей жизни как счастливой? Эта проблема требует дальнейших исследований.

Другое направление исследований – анализ субъективной подоплеки неудовлетворенности или удовлетворенности браком (у тех редких людей, у кого это можно наблюдать). Какие особенности внутреннего мира обуславливают высокую степень удовлетворенности браком, несмотря на высокий уровень интеллекта?

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Типы взаимодействия.
Существует несколько подходов к классификации типов взаимодействия. 1. Самый естественный способ классифицировать взаимодействие - по контексту. Само собой разумеется, что взаимодействие происходит в какой-то ситуации, “обрамлении”: О ...

Развитие подростков с точки зрения психологии.
Несмотря на многочисленные и часто резкие перемены, происходящие с подростком в период взросления, развитие личности идет скорее плавно, нежели скачками. Существует несколько теорий развития личности. Мне бы не хотелось рассматривать их в ...

Особенности переживания чувства горя у детей
Детский опыт переживания горя практически в точности повторяет переживание горя взрослыми. Тем не менее реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые. Поэтому мнение, что дети не пережи­вают та ...