Завершающий этап

Страница 1

Завершающий, или терминационный, этап семейной пси­хотерапии тесно связан с предыдущими этапами. Если началь­ный и средний этапы семейной психотерапии проходят ус­пешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда чле­нам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляется без большого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих эта­пов, зависит и характер завершающего этапа.

В начале семейной психотерапии завершение каждой сессии вызывало у членов семьи усиление тревоги, посколь­ку ими еще не были освоены новые способы взаимодействия. Их пугало то, что, вернувшись домой, они могут столкнуться с прежними проблемами. Даже если в ходе самой сессии члены семьи чувствовали себя достаточно комфортно, они не были уверены в том, что это состояние продлится сколь либо долго. Однако, в ходе семейной психотерапии членам семьи постепенно уда­ется прийти к осознанию своих ресурсов, позволяющих ре­шать как индивидуальные, так и общие задачи. Поэтому они начинают чувствовать себя более уверенно и не боятся завер­шения сессий.

Любопытно наблюдать, какие изменения происходят в семье в течение года, когда она проходит психотерапию. Пер­вые три или четыре сессии члены семьи с большим трудом включаются в работу и боятся ее завершения. В дальнейшем сопротивление психотерапии становится значительно мень­ше. Члены семьи быстро переходят к основному этапу сессии, обсуждают определенный круг вопросов и даже проявляют готовность продолжить их обсуждение после сессии. Это справедливо для всей последующей работы. По мере расши­рения границ семейной системы и осознания ее членами сво­их ресурсов участники сессий перестают считать психотера­пию своим единственным спасением. Такой вывод является закономерным результатом всей предыдущей работы. Члены семьи переходят от реактивной позиции к проактивной.

Их реактивная позиция хорошо видна в начале семейной психотерапии, когда члены семьи считают себя неспособны­ми самостоятельно решить свои проблемы и поэтому нужда­ющимися в помощи со стороны. Постепенно их действия и решения становятся в меньшей степени зависимыми от тре­воги и страха. Они начинают ощущать в себе способность са­мостоятельно контролировать ситуацию и определять, какое поведение является оптимальным для них самих и других. Это свидетельствует о готовности семьи к завершению пси­хотерапии. Предвидя ее финал, члены семьи не испытывают тревоги и страха.

Психотерапевту необходимо помнить, что одной из глав­ных задач семейной психотерапии является освоение члена­ми семьи эффективных способов самостоятельного решения проблем. Они начинают работу, желая получить помощь в решении определенных вопросов. Психотерапия не поможет им избавиться от абсолютно всех проблем и избежать воз­никновения новых. Задача состоит в том, чтобы развить копинговые механизмы членов семьи, раскрыть семейные ре­сурсы и научить членов семьи пользоваться определенными стратегиями, позволяющими решать различные проблемы са­мостоятельно. Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не исключать их из собствен­ной жизни.

Завершающая сессия строится таким образом, чтобы дать членам семьи возможность обменятся опытом участия в пси­хотерапевтической работе. Очень важно, чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.

На завершающей сессии необходимо также уделить вни­мание укреплению личной идентичности членов семьи. В слу­чае появления в семье новых проблем, с которыми они не мо­гут справиться, психотерапевт предоставляет возможность еще одной или нескольких встреч. При этом он должен отвес­ти себе роль консультанта. Если члены семьи воспринимают его в этой роли, им будет проще прибегнуть к его помощи в будущем. И наоборот, если у членов семьи сложится впечат­ление, что очередное обращение к специалисту воспринима­ется как свидетельство их некомпетентности, им будет стоить больших усилий вновь обратиться к нему. Психотерапевт должен дать понять, что такое обращение будет расценено им вполне нормально.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Зарубежная поведенческая терапия и российский подход в адаптации аутичных детей
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с РДА адаптироваться в повседневной жизни. За рубежом наибольших успехов в обл ...

Цели и структура взаимодействия
Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). Это опре ...

Виды воображения
Воображение характеризуется активностью, дейст­венностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представ­лений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспольз ...