Структура, функции и развитие семьи

Страница 4

Системный подход, используемый в семейной психоте­рапии, предполагает учет того, на какой стадии развития на­ходятся как отдельные члены семьи, так и вся семья в целом. В идеале развитие членов семьи и семейной системы должно быть взаимосвязано. Однако во многих случаях оно приобре­тает патологический характер. Представим себе, например, что у 15-летней девочки-подростка появляется ребенок. Мы знаем, что этот возраст является временем активного освое­ния подростком социального опыта и формирования его са­мосознания. Если же на подростка ложится бремя ответствен­ности за другого человека, он должен отодвинуть свои лич­ные потребности на второй план. Кроме того, побуждения и взгляды подростка характеризуются амбивалентностью. Он остро нуждается в заботе со стороны других людей и в то же время стремится к независимости. Таким образом, необхо­димость в уходе подростка за другим человеком существенно осложнит его развитие.

В процессе своего развития семья как единая система проходит ряд стадий. Развитие семьи начинается с создания брачного союза, переходя на новый уровень при появлении в семье первенца, а затем и новых детей. В первые годы суще­ствования семьи ее развитие тесно связано с необходимостью ухода за маленькими детьми. С поступлением детей в школу дистанция между ними и родителями начинает быстро уве­личиваться. В процессе обретения детьми независимости от родителей те вынуждены пересматривать смысл и задачи сво­его существования. Когда дети покидают семью, супруги ос­таются в одиночестве и бремя забот с них спадает. В идеале этот процесс должен протекать постепенно, что предоставляет родителям и детям — по мере взросления последних — воз­можность подготовиться к принятию новой системы потреб­ностей и ожиданий. Наделе, однако, многие родители оказы­ваются не готовыми к этому, поскольку в течение первых 15 лет совместной жизни посвящали себя, в основном, заботе о детях и часто игнорировали иные, не связанные с ними, по­требности и роли.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Активное воображение.
Активное Воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, Активное Воображение – это диалог, ведущийся с различными частями «Я», живущими в бессознательном. В определё ...

Стили педагогического общения.
Стиль общения педагога - это индивидуально - типологические особенности социально - психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в с ...

Типология преодоления конфликта.
Типология преодоления конфликта (способов защиты) следующая. Вытеснение - активное, неосознанное человеком устранение из сознания чувств, мыслей, мотивов. Так социально неприемлемые сексуальные влечения или агрессия (например, к одному из ...