Структура, функции и развитие семьи

Страница 2

Подобная дисгармония была характерна для одной из семей, с которой мне пришлось в свое время работать. В этой семье было четверо детей — три дочери 20, 18 и 14 лет и пят­надцатилетний сын. Родители обратились за психотерапев­тической помощью, поскольку у них вызывало озабоченность поведение 18-летней Сьюзан. Они не могли справиться с доче­рью и считали, что та плохо влияет на остальных. В ходе пер­вых нескольких сессий родители признались, что привыкли считать сына старшим, из-за чего 20-летняя Джуди и 18-лет­няя Сьюзан не могли терпеть брата. Кроме того, родители от­водили сыну роль защитника 14-летней Джой. На третьей сес­сии Сьюзан и Джуди пожаловались, что всякий раз, когда они пытаются разрешить конфликт, возникающий между ними и младшей сестрой, брат вмешивается и защищает Джой, слов­но является в семье старшим. Когда они жаловались родите­лям, те обычно занимали сторону сына. По этому поводу Сьюзи, отличавшаяся от других сестер более живым темперамен­том, всегда пыталась протестовать. Родители старались смягчить конфликт между детьми, не понимая, что их поведе­ние лишь усиливает трения. По мере того как в соответствии с рекомендациями психотерапевта родители учились не вмешиваться в конфликты между детьми, те сами находили возможность их разрешения, что постепенно привело к, стабилизации обстановки в семье.

Обычно, если конфликты между сиблингами имеют регулярный характер, родители склонны считать, что поведение одного ребенка имеет нормальный, а другого — патологиче­ский характер. Когда такие родители обращаются к специалисту с просьбой, чтобы он начал лечение того ребенка, кото­рого они находят «ненормальным», психотерапевт должен четко оценить структуру семьи. Ему необходимо разобраться в особенностях взаимоотношений представителей каждой се­мейной подсистемы, а также между представителями разных подсистем.

Благодаря этому, как правило, удается определить дис­баланс внутрисемейных отношений. Для того чтобы лучше оценить многообразие реакций всех членов семьи друг на дру­га, психотерапевту очень важно иметь возможность общения с ними. Невозможно понять причины эмоциональных и пове­денческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей. Если психотерапевт, пытаясь воздействовать на проблемного ребенка, вступит с родителями в альянс и не учтет при этом влияние и роль других сиблингов, высока вероятность того, что те сделают напрасными все усилия психотерапевта и ро­дителей.

Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функ­ционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Распределение ролей во многом зависит от взаимоотно­шений между представителями различных подсистем. Так, например, старшему сыну отводится роль, существенно отли­чающаяся от роли младшего сына или дочери. Роль же отца отличается от роли матери. В своей работе с семьями психоте­рапевт должен хорошо понимать характер разделения ролей.

Распределение ролей всегда связано с ценностями и ве­рованиями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что поведение членов семьи должно быть определенным образом организо­вано и что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные родителями в детстве представле­ния определяют те ожидания, которые они имеют относитель­но своих детей и друг друга.

Существуют два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с уче­том его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека. Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другим. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отража­ет семейную структуру.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Направления в семейной психотерапии
Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии. 1. Школа Пало Алто Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эри ...

Активное воображение.
Активное Воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, Активное Воображение – это диалог, ведущийся с различными частями «Я», живущими в бессознательном. В определё ...

Социально - психологическая структура группы.
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководит ...