Структура, функции и развитие семьи

Страница 2

Подобная дисгармония была характерна для одной из семей, с которой мне пришлось в свое время работать. В этой семье было четверо детей — три дочери 20, 18 и 14 лет и пят­надцатилетний сын. Родители обратились за психотерапев­тической помощью, поскольку у них вызывало озабоченность поведение 18-летней Сьюзан. Они не могли справиться с доче­рью и считали, что та плохо влияет на остальных. В ходе пер­вых нескольких сессий родители признались, что привыкли считать сына старшим, из-за чего 20-летняя Джуди и 18-лет­няя Сьюзан не могли терпеть брата. Кроме того, родители от­водили сыну роль защитника 14-летней Джой. На третьей сес­сии Сьюзан и Джуди пожаловались, что всякий раз, когда они пытаются разрешить конфликт, возникающий между ними и младшей сестрой, брат вмешивается и защищает Джой, слов­но является в семье старшим. Когда они жаловались родите­лям, те обычно занимали сторону сына. По этому поводу Сьюзи, отличавшаяся от других сестер более живым темперамен­том, всегда пыталась протестовать. Родители старались смягчить конфликт между детьми, не понимая, что их поведе­ние лишь усиливает трения. По мере того как в соответствии с рекомендациями психотерапевта родители учились не вмешиваться в конфликты между детьми, те сами находили возможность их разрешения, что постепенно привело к, стабилизации обстановки в семье.

Обычно, если конфликты между сиблингами имеют регулярный характер, родители склонны считать, что поведение одного ребенка имеет нормальный, а другого — патологиче­ский характер. Когда такие родители обращаются к специалисту с просьбой, чтобы он начал лечение того ребенка, кото­рого они находят «ненормальным», психотерапевт должен четко оценить структуру семьи. Ему необходимо разобраться в особенностях взаимоотношений представителей каждой се­мейной подсистемы, а также между представителями разных подсистем.

Благодаря этому, как правило, удается определить дис­баланс внутрисемейных отношений. Для того чтобы лучше оценить многообразие реакций всех членов семьи друг на дру­га, психотерапевту очень важно иметь возможность общения с ними. Невозможно понять причины эмоциональных и пове­денческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей. Если психотерапевт, пытаясь воздействовать на проблемного ребенка, вступит с родителями в альянс и не учтет при этом влияние и роль других сиблингов, высока вероятность того, что те сделают напрасными все усилия психотерапевта и ро­дителей.

Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функ­ционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Распределение ролей во многом зависит от взаимоотно­шений между представителями различных подсистем. Так, например, старшему сыну отводится роль, существенно отли­чающаяся от роли младшего сына или дочери. Роль же отца отличается от роли матери. В своей работе с семьями психоте­рапевт должен хорошо понимать характер разделения ролей.

Распределение ролей всегда связано с ценностями и ве­рованиями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что поведение членов семьи должно быть определенным образом организо­вано и что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные родителями в детстве представле­ния определяют те ожидания, которые они имеют относитель­но своих детей и друг друга.

Существуют два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с уче­том его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека. Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другим. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отража­ет семейную структуру.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Типология индивидуальности Э. Кречмера.
Ещё до систематизированных научных исследований в этой области некоторые люди начали подмечать соответствия характера с выражением индивидуальных особенностей человека в его внешнем облике. Но обычно принято говорить, что это “народная пр ...

Сравнение деловых культур России и США
Деловую культуру можно определить как «характеристику хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе взаимодействия с другими участниками экономических отношений». Люди разных культур пользуются одними и тем ...

Проблемы и этапы оценки персонала
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это ...