Что такое телефонное консультирование

Психология » Телефонное консультирование » Что такое телефонное консультирование

Страница 3

Основные приемы активного выслушивания

приемы  

цели

реализация

приемы

поощрение

Продемонстрировать заинтересованность

Поддерживать у собеседника стремление к рассказу

Не надо соглашаться или не соглашаться с тем, что вы слышите.

Используйте благожелательный тон и уклончивые слова

Я понимаю

Угу

Это интересно

повторение

Показать, что вы слушаете и заинтересованы

Показать, что вы улавливаете факты

Повторяйте основные мысли собеседника, подчеркивая важные факты

Если я правильно понимаю, вы считаете…

Другими словами, вы решили…

отражение

Показать, что вы слушаете и заинтересованы

Показать, что вы понимаете чувства собеседника

Отражайте ведущие чувства собеседника

Вы чувствуете, что…

Вы были сильно этим встревожены….

обобщение

Собрать воедино все важные мысли, факты и т.п.

Заложить основу для дальнейшего обсуждения

Повторяйте, отражайте и обобщайте основные мысли и чувств

Похоже, из того, что вы сказали, самое главное…

Активное слушание изменяет не только собеседника, что является основной целью. Исподволь нечто подобное происходит и с консультантом: он тоже начинает изменяться, как только к нему приходит понимание другого человека, становится открытым по отношению к абоненту. Его личный опыт обогащается переживаниями другого, и это является благоприятной возможностью собственных изменений. Активное слушание в процессе телефонного диалога может происходить с позиции симпатии или эмпатии. Это довольно близкие формы отношений, возникающих между абонентом и консультантом, но вместе с тем имеющие ряд существенных различий.

Симпатия возникает между людьми, если они обнаруживают параллельность, сходство своих переживаний и чувств других, порождает особую вовлеченность в конкретные человеческие ситуации, диктуя сохранение к ним по преимуществу субъективного отношения. Уделяя внимание сходству между чувствами, симпатизирующий консультант все время идет с собеседником параллельным курсом, не переходя личностных границ. Субъективность симпатии проявляется и в том, что консультант не исследует чувств абонента, допуская, что они идентичны или сходны с его собственными.

При эмпатическом23 слушании консультант сосредотачивается на чувствах абонента, порой едва осознаваемых, и старается испытать то, что тревожит и волнует абонента, чтобы понять подлинную ситуацию. Ощущение параллельности исчезает, и консультант входит внутрь ситуации, описываемой абонентом, начинает временно жить жизнью другого, не испытывая предвзятости, назидания или благодушия.

Процесс эмпатии очень сложен. Консультанту шаг за шагом путем частого обращения и слушания ответов приходится осваивать язык другого, видеть мир как бы его глазами, слышать его ушами, ходить по земле в его обуви, то есть всей своей сущностью почувствовать, что значит быть этим конкретным абонентом, жить его жизнью проблемами, но без потери ощущения " как будто". В этом проникновении и состоит главное отличие симпатии от эмпатии и, с другой стороны, от идентификации.

Следует различать два типа телефонных диалогов: завершенные и не завершенные.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Семейные конфликты в современной психологической литературе.
Народная мудрость гласит: “Дом держится на четырёх углах, а семья – на двух головах”. Четыре угла семейного очага – это взаимная любовь, взаимная верность, взаимное уважение и взаимная помощь. В качестве созидателей, хранителей семейного ...

Психокоррекционная работа со студентами.
На 1 курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача - построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных осо ...

Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младен ...