Обзор методов групповой психотерапии.

Психология » Танцевально-двигательная терапия » Обзор методов групповой психотерапии.

Страница 2

Опыт участия в группах встреч усиливает чувствительность к оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку; уменьшается отчуждённость, возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.

тренинговые группы

Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.

Тренинговыми группами называются такие группы, в которых проводятся тренинги определённой ориентации или групповая психотерапия. Их состав, особенности происходящих процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции. Как отмечено выше, цели тренинговых групп могут быть различными: обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных возможностей, личностный рост участников.

Выделю основные тренинговые группы:

а) тренинги саморегуляции (аутотренинг, тренинг биологической саморегуляции);

б) тренинги коммуникативных умений (групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга);

в) тренинговые группы, стимулирующие личностный рост (тренинги, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников, например, самопонимание, развитие стратегии личностного развития и т.д.). Имеет смысл выделить тренинговые группы этого типа динамической, гуманистической, когнитивной, психодраматической и других ориентаций;

г) обучающие тренинги (направленность на совершенствование навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения).

При разнообразии тренинговых групп и различий в их теоретической базе можно выделить некоторые основные приёмы: основные методы ролевой игры и групповой дискуссии могут дополняться вариациями упражнений невербальной коммуникации, тренингами определённых навыков и т.д.

Психодрама

1. Краткое изложение психодраматического подхода

2. Фаза разминки

3. Игровая фаза

4. Изменение отношений, существующих в группе

5. Фаза интеграции

6. Заключительные замечания

Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание психотерапии и восходит к Дж. Л. Морено, который создал эту форму психотерапии, основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. Кроме этого, Морено создал способ измерения, диагностики и описания групповых структур (социометрия), используемый также и в терапевтических группах психодрамы. Психодрама в первую очередь является групповой психотерапией, однако может использоваться и в форме индивидуальной терапии (монодрама). В рамках психодрамы и с использованием имеющегося в настоящее время обширного инвентаря методов психодраме может быть предан психоаналитический глубинный, поведенческо-терапевтический или социометрический акцент. Это создает для психодрамы огромную сферу применения и способствует ее использованию для решения самых разных задач и применительно к самым разным группам клиентов. В различных техниках психодрамы обнаруживается родство с такими подходами, как гештальт-терапия (Фриц Перлс и Морено в течение многих лет работали вместе), переживание воспринимаемого (общим знаменателем служит аутотренинг и имажинация) и телесно ориентированной психотерапии. Особенность психодрамы состоит в том, что материал для переживания, например, конфликта или проблемной ситуации, а также желаний и надежд создается при помощи терапевта и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрываются и затем обсуждаются. Особых дарований, например, актерских способностей, для психодрамы не требуется, они скорее даже препятствуют психодраме.

1. Краткое изложение психодраматического подхода

Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей продолжительностью 1,5-2,5 часа. Разминка (около получаса) имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе. Игровая фаза (час-полтора) имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (чуть более получаса) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Значимая реальность человека
Можно ли долгое время не замечать чувства, если они являются силой, которая заставляет дрожать самых хладнокровных людей? Или чувства вынуждают нас время от времени заниматься ими. Если более внимательно взглянуть на чувства, то можно уви ...

Зарубежные психологи.
Э.Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, пр ...

Книги Ушинского.
Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. «Детский мир» и «Родное слово» — были совсем непохожи на прежние. В них было все понятно и интересно. В свои книги Ушинский поместил с ...