Опыт участия в группах встреч усиливает чувствительность к оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку; уменьшается отчуждённость, возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.
тренинговые группы
Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
Тренинговыми группами называются такие группы, в которых проводятся тренинги определённой ориентации или групповая психотерапия. Их состав, особенности происходящих процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции. Как отмечено выше, цели тренинговых групп могут быть различными: обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных возможностей, личностный рост участников.
Выделю основные тренинговые группы:
а) тренинги саморегуляции (аутотренинг, тренинг биологической саморегуляции);
б) тренинги коммуникативных умений (групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга);
в) тренинговые группы, стимулирующие личностный рост (тренинги, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников, например, самопонимание, развитие стратегии личностного развития и т.д.). Имеет смысл выделить тренинговые группы этого типа динамической, гуманистической, когнитивной, психодраматической и других ориентаций;
г) обучающие тренинги (направленность на совершенствование навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения).
При разнообразии тренинговых групп и различий в их теоретической базе можно выделить некоторые основные приёмы: основные методы ролевой игры и групповой дискуссии могут дополняться вариациями упражнений невербальной коммуникации, тренингами определённых навыков и т.д.
Психодрама
1. Краткое изложение психодраматического подхода
2. Фаза разминки
3. Игровая фаза
4. Изменение отношений, существующих в группе
5. Фаза интеграции
6. Заключительные замечания
Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание психотерапии и восходит к Дж. Л. Морено, который создал эту форму психотерапии, основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. Кроме этого, Морено создал способ измерения, диагностики и описания групповых структур (социометрия), используемый также и в терапевтических группах психодрамы. Психодрама в первую очередь является групповой психотерапией, однако может использоваться и в форме индивидуальной терапии (монодрама). В рамках психодрамы и с использованием имеющегося в настоящее время обширного инвентаря методов психодраме может быть предан психоаналитический глубинный, поведенческо-терапевтический или социометрический акцент. Это создает для психодрамы огромную сферу применения и способствует ее использованию для решения самых разных задач и применительно к самым разным группам клиентов. В различных техниках психодрамы обнаруживается родство с такими подходами, как гештальт-терапия (Фриц Перлс и Морено в течение многих лет работали вместе), переживание воспринимаемого (общим знаменателем служит аутотренинг и имажинация) и телесно ориентированной психотерапии. Особенность психодрамы состоит в том, что материал для переживания, например, конфликта или проблемной ситуации, а также желаний и надежд создается при помощи терапевта и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрываются и затем обсуждаются. Особых дарований, например, актерских способностей, для психодрамы не требуется, они скорее даже препятствуют психодраме.
1. Краткое изложение психодраматического подхода
Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей продолжительностью 1,5-2,5 часа. Разминка (около получаса) имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе. Игровая фаза (час-полтора) имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (чуть более получаса) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения.
Другие статьи:
Этап развития речевого общения.
Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами. ...
Супружеская психотерапия
Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетв ...
Содержание обучения на подготовительном этапе
Подготовительный этап имеет целью формирование у детей санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, овладение мимико-жестикулярторной речью и элементами словесного языка в виде отдельных дактильных слов.
Воспитание и обучен ...
Разделы