5. Роль руководителя группы
Важную роль в групповой психотерапии играет поведение руководителя группы (группового психотерапевта). В значительной степени оно определяется теоретической ориентацией, но позиция его в группе в целом определяется как недирективная. Руководитель стремится добиться максимальной личной ответственности и автономности членов группы. В то же время он как единственный профессионал среди них должен гарантировать благополучие каждого.
Основные задачи руководителя группы:
а) побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, реакций и к их обсуждению;
б) создание в группе условий для полного раскрытия участниками своих проблем в атмосфере взаимного принятия и поддержки;
в) разработка и поддержание в группе определённых норм;
г) гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.
Иногда руководят психотерапевтической группой 2 руководителя. Это позволяет каждому из них получать обратную связь относительно своего поведения в группе, корректировать друг друга в отношении контрпереноса. Ко-терапевтом может выступать менее опытный, начинающий групповой психотерапевт, приобретающий таким образом опыт.
В эффективно работающей группе руководитель не единственный, кто осуществляет её руководство; в роли лидера могут выступать и другие члены группы, когда они влияют на партнёров или помогают осуществлению групповых/личных целей. Лидеры появляются даже тогда, если группа формируется без специально назначенного руководителя. Важными показателями способности члена группы взять роль лидера являются производимое им личное впечатление и умение вносить в развитие группы личный вклад. Среди свойств личности руководителя называются следующие: рассудительность, зрелость, восприимчивость, интуиция, эмпатия, склонность к рефлексии и т.д.
Выделяются три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский, причём демократический стиль пользуется большим успехом. Среди ролевых функций руководителя выделяются четыре: эксперта, катализатора, аранжировщика и образцового участника. Выступая как эксперт, руководитель комментирует протекающие в группе процессы на уровне отдельных участников и группы в целом; его комментарии помогают членам группы понять своё поведение и то, как оно сказывается на других, как в конечном счёте оно влияет на их представление о себе и обстоятельства их жизни. В качестве катализатора руководитель группы способствует развитию событий самим фактом своего присутствия, побуждая группу к действиям, обращая внимание на текущие ощущения, побуждая стремиться к большей близости. Аранжировщик старается облегчить обмен вопросами, чувствами и информацией между участниками и помочь группе в решении её проблем и в достижении целей. Без подсказок руководителя ситуация в группе может оставаться неясной. С помощью различных приёмов он может переключать внимание всей группы на поведение отдельных участников или добиваться их конфронтации. Наконец, руководитель группы может играть роль образцового участника: умение руководителя быть понятным, открытым, заботливым и эффективным в своих действиях способствует выработке полезных навыков у участников группы.
6. Участники групп
Участвовать в психотерапевтических группах могут как относительно приспособленные к жизни люди, стремящиеся к самосовершенствованию, так и лица, нуждающиеся в коррекции эмоциональных или поведенческих расстройств. Считается, что наилучшим объектом большинства психотерапевтических влияний являются лица, наделённые наибольшим душевным здоровьем, по причине низкого уровня психологической защиты. Но в любом случае, критерии отбора кандидатов в участники зависят от типа и специфических целей группы.
Минимальное количество членов жизнеспособной группы – 4 человека. В целом по мере роста численности группы эффективность терапевтических воздействий снижается. К. Рудестам[1] приводит для терапевтических групп ”правило восьми”: восемь человек есть оптимальная численность для терапевтической группы, так как небольшое количество способствует близости и налаживанию прямых контактов и обеспечивает необходимую динамичность и разнообразие опыта взаимодействий. Группы личностного роста могут иметь больше участников – до 15 человек.
Что касается однородности или разнородности состава, то считается, что группы, рассчитанные на малые сроки существования или на оказание эмоциональной поддержки, тяготеют к большей однородности состава участников, тогда как группы, рассчитанные на более длительные сроки или на выработку межличностного понимания, могут выиграть от большей разнообразности.
Другие статьи:
Краткий анализ современных исследований пси-явлений за рубежом
Несмотря на то что парапсихология на Западен Востоке развивается многие десятилетия, созданы различные общества и ассоциации, изучающие пси-явления, а в ряде университетов и колледжей введены специально лекционные курсы и издается очень ...
Идентификация внутри массы. Необходимость принуждения, насилия и вождя
Если абстрагироваться целиком и полностью от общественной морали, религиозных учений, разных философских концепций, от всего того, что призвано давать человечеству смысл жизни и взглянуть на человека с чисто биологической точки зрения, как ...
Результаты исследования поведения в Интернете.
Общая информация. Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года. Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для п ...
Разделы