Получение, накопление и обработка информации.

Психология » Судебная психология » Получение, накопление и обработка информации.

Страница 2

Характеризуя течение каждого процесса восприятия, следует различать начальный период, когда происходит непосредственное соприкосновение свидетеля с каким-то явлением, возникают ощу­щения, которые поглощаются мыслительным процессом и сопровож­даются самым приблизительным, первичным пониманием ситуации.

Затем наступает следующий, (аналитический) период. Здесь лица, сразу понявшие ситуацию, идут дедуктивным путем, отыски­вая детали, подтверждающие правильность вывода. Не поняв­шие же идут к раскрытию содержания как бы индуктивно, произ­водя поиски деталей, опираясь на которые можно понять общее.

Правильное понимание предмета невозможно без. определенного минимума знаний о нем. Большую роль при этом играют непонят­ные детали, которые в зависимости от ситуации привлекают внима­ние или опускаются.

Процесс восприятия завершается синтетическим периодом. В ходе синтетического образования фантазия восполняет отсутст­вующие детали. Но из помощника она может превратиться и в серьезную помеху, если имеющиеся данные ненадежны и недоста­точны, а воображение чрезмерно. Синтетическое образование завершается более или менее полным оформлением образов и поня­тий в мыслительной речи.

Итак, воспринимая то или иное явление, будущий свидетель (подчас и сам того не замечая) истолковывает, осмысливает и постигает его, используя различные мыслительные операции и логи­ческие приемы. Полученная информация оказывает обратное влия­ние на наблюдение и восприятие.

При восприятии какого-либо отдельного эпизода, события или происшествия, получение информации завершается одной сравни­тельно кратковременной сценой, которая произошла в присутствии свидетеля. Но чаще всего материал будущих показаний является фрагментарным, многоэпизодным, относящимся к разновременным событиям. В таких случаях информация постепенно накапливается а переработка ее в сознании бывает еще более длительной и сложной.

Эту краткую характеристику первого этапа формирования сви­детельских показаний необходимо дополнить указаниями на те явления, которые чаще всего порождают искажения информации.

К ошибкам, возможным на этой стадии формирования Показа­ний помимо оптических, слуховых и других искажений; относятся также неверные оценки размеров, расстояний, количества, непра­вильные суждения о соотношении, последовательности и других свя­зях между предметами и явлениями.

Весьма пагубно на точность восприятия действует испуг осо­бенно, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер.

. Обычно, люди склонны преувеличивать пережитые опасности. Кроме того, острые переживания суживают сознание и снижают полноту и точность отражения. Общеизвестно влияние аффектов на возникновение ошибочных представлений потерпевшего.

Неправильное понимание может быть обусловлено и отношением свидетеля к происходящему. Так, очевидец нередко воспринимает какой-либо жест или движение как действие, связанное с нападе­нием или защитой, в зависимости от принадлежности свидетеля к одной из сторон. Иногда восприятие может быть искажено вслед­ствие симпатии или предубеждения. Доказано также, что мысль противная убеждениям свидетеля, усваивается труднее, чем соответствующая этим убеждениям.

Нередко ошибки возникают при восполнении пробелов в вос­принятом материале из-за «подмены действительного обычным». Стремясь к образованию логически цельной картины происшедше­го, свидетель, если часть ее не была им воспринята, заполняет имеющиеся пробелы данными, почерпнутыми из своего опыта, и расценивает их как естественные, обязательные и для данного случая. Ошибочная интерпретация обусловливается тем, что в процессе осознания воспринятого свидетель, располагая данными, которые допускают различные истолкования, останавливается на одном из возможных вариантов, дорисовывая недостающие детали в своем воображении и проникаясь уверенностью в том, что эти воображаемые детали также наблюдались.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Семейные конфликты и их характеристика.
В психологии под конфликтом понимается обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конф ...

Возникновение эмоций.
Почему возникли эмоции, почему природа " не могла обойтись " мышлением? Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции. Действительно, необходи ...

Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии.
В этом разделе мы постараемся осветить уже проводимую с детьми работу в области консультирования и психотерапии, выделив схожие положения и методы работы с агрессивным поведением детей. Широкое внедрение психологии в практику закономерно ...