Во-вторых, необходимо менять тон голоса, то есть говорить с аудиторией, как с обычным человеком, беседовать с ней. Отсутствие динамики изменения тона голоса приводит к сухости, формализованности речи, и даже слова, создающие яркие образы, будучи произнесенными монотонно, теряют половину своей силы воздействия на людей.
В-третьих, нужно менять темп речи, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку. «Попробуйте произнести слова «тридцать миллионов долларов» быстро и небрежно, чтобы сумма показалась очень небольшой. А теперь скажите: «тридцать тысяч долларов» медленно, с чувством и скажите так, будто Вы потрясены огромностью этой суммы. Разве у Вас не получилось, что тридцать тысяч кажутся больше тридцати миллионов?» (2, с. 369).
В-четвертых, делайте паузу до и после важных мыслей. Внезапное молчание привлекает внимание также, как и внезапный звук. «Своим молчанием, - говорил Киплинг, - ты будешь говорить». Никогда молчание не становится в такое мере золотом, как в тех случаях, когда оно разумно используется в речи. Это мощное орудие, слишком важное, чтобы им пренебрегать … « (2, с. 370).
Кроме этого, паузы структурируют речь оратора, делят ее на предложения, помогают слушателям понять и глубже осознать то, что говорит выступающий. «Исходным пунктом исследования языкового процесса должно быть признано не слово, а предложение. Без предложения не может быть ни мысли, ни сообщения мысли другому. Предложение – это не только форма языка, но и форма деятельности. Посредством предложения мы не только мыслим, но и действуем. Значение в языке – скорее процесс мысли, выраженный предложением, а не готовое ратифицированное воплощение мысли» (4, с. 62).
Таким образом, шаг за шагом, выступающий выражает свои мысли, рисуя в сознании слушателей заранее выбранную им картину, придавая ходу их мыслей желаемое направление. И, рано или поздно, наступит время произнести слова, завершающие выступление.
В театре существует поговорка: «О мастерстве актеров можно судить по тому, как они выходят на сцену и как уходят с нее». Завершение выступления представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в умах слушателей., когда он уже закончит свою речь, и , видимо, их будут помнить дольше всего.
Поэтому, необходимо избегать ошибок, наиболее часто допускаемых ораторами в заключении своих речей.
Во-первых, не нужно акцентировать внимание слушателей на том, что выступление закончено. У них должно возникнуть естественное понимание, что вы подходите к концу, они не должны этого заметить. Достигается это тем, что концовка планируется заранее с особой тщательностью и в нескольких вариантах, ведь, когда оратор произносит речь, ее иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы она соответствовала реакции слушателей. Поэтому, было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок.
Второй ошибкой является «обрыв» выступления. Оратору не хватает плавности и умения завершать свою речь. Фактически у речи нет концовки: выступающий просто внезапно прекращает говорить и это наверняка произведет неприятное впечатление на аудиторию.
Другие статьи:
Стресс – стиль жизни?
Стрессовый стиль жизни
Человек при этом испытывает хронический неослабевающий стресс. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье ...
Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.
Сама Блюма Вульфовна была необычайно изобретательна в работе с больными. Каждый, кому приходилось работать с психически больными, хорошо знает, как трудно иногда привлечь внимание больного, заставить его выполнять самое простое задание. О ...
Запечатление, сохранение и переработка информации.
Среди явлений, характерных для следующего этапа прохождения информации, главная роль принадлежит памяти свидетеля, его способности удерживать в сознании воспринятый материал. Уже при переходе воспринятого образа в представление он подвер ...
Разделы