Когда тяжелее всего
Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть подвержены стрессу. 1. Школа Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется - школьная фобия
, а попросту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно "страшным" уроком у него может все время болеть голова
, подниматься давление
.В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников.В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же агрессия
, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится-то он учителя, а третирует близких. Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается - чаще из-за неприятия одноклассниками.Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредоточиться
, которая так раздражает многих родителей. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку. Что делать?
Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу.Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет настоящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются - "стрессодоступные". Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более защищенными. Другое дело, что скатывание в двойки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.
Семейные конфликты
Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд
, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно - грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а другие - тихие и прилежные - ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вообще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя
, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение
, или грусть и пугливость
. Наконец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении
- это уже результат пребывания в длительном хроническом стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол . Это называется "деструктивное поведение". Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность.Самое распространенное заблуждение - что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе.Что делать?
За ответом на вопрос: "Что с ним происходит?" почаще обращайтесь к себе: "Что со мной (в нами) происходит?" И лучше не пренебрегать помощью специалиста.
Подростковый возраст
Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного "я", с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музыку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия - все это в принципе тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка
, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у "музыкальной защиты" есть и оборотная сторона. Полный уход в музыку - это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы.Что делать?
Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое "я", например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.
Другие статьи:
Общее понятие о темпераменте
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивид ...
Организация процесса выявления одаренных детей.
Тестологический подход.
К числу распространённых вариантов организационно – педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследование на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах ...
Структурная интеграция (рольфинг)
Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха.
По мнению Роль ...
Разделы