Чутье на правильное

Страница 1

Помимо эмоциональных состояний, существует также и другая группа чувств. Они раздаются в нас как звук, ког­да мы обращаемся к человеку или к вещи. Собственно говоря, нам это очень знакомо. Это звучание чувств есть во всем, что мы делаем или за чем мы внимательно следим. Часто мы его не замечаем, не обращаем на него внимания, бросаем в один котел с эмоциональными состояниями или отставля­ем в сторону.

Однако это звучание чувств имеет иное происхождение, нежели первая группа чувств. Оно возникает благодаря восприятию реальной внешней ситуации. Именно ситуа­ция заставляет это чувство в нас звучать. Это звучание чувств подобно музыке, сопровождающей реальность, по­добно внутренней картине внешней действительности. Так как его источник находится вовне, оно возникает одновре­менно с эмоциональными состояниями, источник которых - внутри. Так, например, мы можем испытывать страх, но все-таки во время еды обращаем внимание на вкусовые ощущения, и еда кажется нам вкусной. До определенной степени нас может захватить книга, мы можем наслаждаться концертом, с интересом слушать доклад и дать фильму увлечь нас, не зависимо от того, с ка­кими чувствами мы пришли. Если переживания увлека­тельны, мы даже на некоторое время забываем о том, как мы себя чувствуем. Тогда мы обращаем внимание не на на­ши эмоциональные состояния, а, например, на фильм и на

то, что мы в связи с ним переживаем. Мы чувствуем не се­бя, а интуитивно угадываем происходящее.

Что мы делаем, если, например, идем в кино и смот­рим фильм? Мы слушаем, смотрим, думаем. При этом уже происходит многое: мы заняты чем-то, что не есть мы сами. Мы занимаемся чем-то другим, и сами приводим себя в со­стояние открытости: глаза и уши открыты, иногда даже рот .

Подобно тому, как в смотрящий глаз благодаря рас­крытию зрачков проникает свет, точно так же через ду­шевную открытость и интерес что-то проникает в нас. Что это?

То, что способно прийти к нам в этой открытости, то, что нас трогает и к чему-то побуждает, - это

экзистенциальные ценности. Мы чувствуем, что происходящее нас захватывает, интересует, увлекает, касается нас. Мы испытываем это более или менее сильно мы чувствуем, что от момента к моменту, от пассажа к пассажу это может измениться. Мы чувствуем, что хорошо, а что плохо, что является для жизни важным, а что от нее отдаляет. Мы также чувствуем первые побуждения к действию: например, как нам следует относиться к какому-либо человеку, что мы сейчас должны сказать или сделать. Все это мы чувствуем сначала эмоционально, и лишь потом анализируем это.

Этот второй вид чувств чутье, или интуиция, да­ет нам возможность просмотреть ситуацию насквозь в отношении ее экзистенциальной ценности, обнаруживая ее смысл и ценность для жизни.

Чувствование - это «ощупы­вание» ситуации своей нынешней жизнью. Поэтому такие чувства ориентируют человека в происходящем и отвечают на вопрос:

«Что мне нужно сделать в ситуации, чтобы было «правильно»?

Они указывают направление, потому что они более тонкие, чем проницательность, порожденная ра­зумом. Виктор Франкл так истолковывал фразу Паскаля: «У сердца есть свои причины, которые разуму не ведомы» - Действительно важное невидимо для глаза и для разума. «По-настоящему зорко одно лишь сердце», - говорил Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». То, что мы можем воспринять и ощутить чувствующим сердцем, выходит да­леко за рамки разума. Нам так трудно с этим «шестым чувством», потому что иногда это выглядит как ясновидение, когда наше чутье распознало что-то задолго до того, как это наступило.

Вот еще одна история. Женщина мучается и сопро­тивляется даже мысли о том, чтобы с двумя детьми уйти из семьи, хотя чувствует, что для нее и для детей дальше оста­ваться здесь плохо. Муж не понимает ее проблему. Он не вникает в ее чувства и в ее размышления. Женщина же чув­ствует, что обстоятельства все больше стесняют ее, однако муж думает, что у нее нет причины для того, чтобы это чув­ствовать уж тем более для того, чтобы уйти. Ведь все в по­рядке: и она, и дети хорошо обеспечены и устроены. Это так - они хорошо устроены. Однако ее чувство становиться все сильнее - настолько, что она дальше не может жить в этих условиях. И поэтому она уходит, забрав с собой детей, она чувствует, что поступает правильно, хотя живет в большой нужде и испытывает сомнения вплоть до отчаяния. Может быть, это самая большая ошибка, которую она когда-либо сделала? Через годы тяжелейшей нужды и напряжения она постепенно выходит из бедственного положения, но больше никогда не сходится со своим мужем. Эта женщина следовала своему чувству. Она точно чувствовала, что ей было необходимо уйти, и у нее хватило мужества положиться на чутье и на саму себя. Это было в 1938 году. Она была еврейкой. Уехала в Англию, а ее сестра, ос­тавшись, погибла в концентрационном лагере. Ее звали Анна Ламберт. Она описывает свою историю в книге: «Ты не можешь ни от чего убежать». Иногда требуется большое мужество, чтобы настолько, как эта женщина, положиться на свою интуицию. Однако

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Социальная психология как наука
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу ...

Зарубежные психологи.
Э.Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, пр ...

Улыбка на здоровье
Чувство юмора - очень хорошая черта характе­ра, которую каждому родителю хотелось бы видеть в своем ребенке. Но взрослые и дети часто по-разному пони­мают шутки и юмор. Как быть? Мы все знаем, что жизнерадост­ным и веселым людям ...