Изменение личностных установок педагога как основа гуманизации образовательного процесса.

Психология » Стили педагогического общения и поведения » Изменение личностных установок педагога как основа гуманизации образовательного процесса.

Страница 5

Педагоги с диалогической направленностью в общении более гармоничны, спокойны, уверены в себе и своей жизни, открыты миру. При наличии манипулятивных склонностей педагоги внешне уверены в себе, в своей способности вызывать симпатию и одобрение других, тем не менее они не верят в свои возможности контролировать собственную жизнь. Это связано с тем, что манипулятивное поведение может привести к ситуативному успеху, но это не дает еще ощущения успешности всей жизни. Обращает на себя внимание и несформированность у них иерархии инструментальных ценностей. Они широки, и это тоже не случайно. Для успешного манипулирования нужно иметь разнообразные средства, причем среди них такие ценности, как «честность», «воспитанность», «ответственность», «чуткость», «образованность».

Именно эти ценности сейчас актуальны. Эти же ценности, но уже сформированные в блоки, мы находим у педагога с диалогической направленностью в общении. Однако все становится ясно, если обратиться к иерархии терминальных ценностей. Для педагога с манипулятивной направленностью в общении наиболее значимы конкретные ценности, касающиеся лично его, а для педагога с диалогической направленностью — активные ценности. При этом инструментальное оснащение одно и то же. Можно предположить, что такие качества, как ответственность, честность, чуткость становятся своеобразным средством «порабощения» другого человека.

Педагогов этих двух типов отличает общий подход к людям. Для того и другого важны семья, друзья, любовь, но для педагога с диалогической направленностью при этом важно их благосостояние и развитие, он готов понять другого, чего не скажешь о педагоге с манипулятивной направленностью, поскольку для него партнер обесценивается и становится средством достижения собственной цели. Обращает на себя внимание еще один факт. Применение корреляционного анализа показало, что манипулятивная «общая направленность в общении» и диалогическая «общая направленность» положительно значимо коррелируют с соответствующими направленностями в сфере педагогического общения (при р<0,005). С другими видами они коррелируют отрицательно (значимо или незначимо).

Это означает, что общая жизненная ориентация на взаимоуважение и равноправие характерна и для профессионального общения. Манипулятор «по жизни» манипулирует и в профессиональной деятельности. Это согласуется с зарубежными исследованиями, показывающими возможности переноса манипулятивных тенденций из профессиональной сферы в другие сферы жизнедеятельности. При этом доминирование диалогической направленности в общении сводит к минимуму остальные виды направленности, ориентированные на неравноправное общение. Общая же манипулятивная направленность связана с конформной ориентацией, что говорит о «приспособленчестве» манипулятора, стремлении подстроиться, угодить, получить одобрение других. Следует обратить внимание, что это — одна из основных причин манипулирования и один из типов манипулятивных систем, выделяемых Э. Шостромом.

Проведенное исследование обнаружило, что психологические портреты педагога с диалогической направленностью в общении и педагога с манипулятивными склонностями в общих чертах совпадают с портретами актуализатора (или фасилитатора) и манипулятора. Вероятно, внутренние диспозиции, благодаря которым осуществляется выбор тактики и стратегии поведения, не зависят непосредственно от социокультурной среды. Согласно зарубежным исследованиям, предпочтение манипулятивных тактик не связано с уровнем интеллектуальных способностей, с классовой принадлежностью, политической ориентацией человека. Это явление социально-психологическое. Может быть, поэтому первой «отреагировала» на психотерапевтический процесс направленность в общении, которая, являясь системой личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в общении, включает и ценность другого. Возможно, это следствие того, что наша культура формирует взгляд на Я как на личность, не отделимую от социального контекста, не отличимую от других. Возможно, поэтому актуализация Я в психотерапевтическом процессе одновременно актуализирует и отношения «Я — Ты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Воспоминания Б.В.Зейгарник о юности.
Б.В. Зейгарник прожила долгую и трудную жизнь. Она родилась 9 ноября 1900 г. В маленьком литовском городке Пренай в многочисленной дружной семье. О царившей в семье атмосфере можно теперь судить лишь по некоторым замечаниям самой Блюмы Ву ...

Психологическая защита
Помни: в России первое апреля не праздник-однодневка, а стиль жизни. Способным – мешают, талантливым – завидуют, гениальным – вредят. Никколо Паганини В книге «Психология выживания в современной России» И. Вагин дает советы, как прави ...

Методы стимулирования проявления творческих способностей
В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к кон ...