Подсознательный материал отнюдь не сразу проявляется при свободной ассоциации; скорее он направляет поток мыслей в определенное русло, которое нащупывается и осознается не всегда. Слушая свободное течение, по-видимому, случайных ассоциаций, Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений.
Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или, иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — его латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 г.; эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку. Сам Фрейд в 1931 году писал об угон своей работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения. наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем году появилась еще одна книга «Психопатология обыденной жизни» (1901), потом серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок на одного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).
Ядром фрейдовской теории сновидений является мысль о том, что сны — это попытка разрядить эмоциональное напряжение, мешающее ощущению полного покоя, то есть сна. Эти напряжения накапливаются в течение дня из-за нереализованных стремлений,
желаний, и спящий освобождается от них, рисуя в воображении картину удовлетворения своих стремлений. Наиболее ясным примером этого процесса могут служить детские сны «исполнения желаний», где все не реализованные за день желания и мечты представляются выполненными. Многие дети видят во сне сметь близких братьев и сестер. У взрослых процесс удовлетворения стремлений через посредство сновидения значительно сложнее. Очень многие взрослые желания в отличие от детских бывают подавлены не столько внешними препятствиями, сколько внутренними конфликтами. Весьма часто эти внутренние конфликты являются результатом нереализованных стремлений подросткового возраста из-за негативного отношения к ним родителей. Это так называемое «чуждое Я», или, иначе говоря, «Оно». В своих сновидениях взрослые выражают желания своего «чуждого Я» в искаженном виде. Деформации суть защита против внутренних конфликтов, которые неизбежно возникли бы, если бы склонности «Оно» проявились открыто, Таким образом, взрослые сновидения являются своего рода компромиссом: они удовлетворяют желания «Око» в завуалированной форме, выраженной инфантильным языком неосознаваемых процессов, другими словами, в выражениях, уже недоступных взрослому. Таким путем внутренний конфликт бывает обойден, и сновидение выполняет свою функцию охранителя сна, покоя.
Изучение сновидений дало необходимый ключ к пониманию психопатологических явлений, фрейдовская методика свободной ассоциации и толкования открыла широкую дорогу в подсознание и предложила путь к пониманию психопатологических явлений, ибо эти явления, как и сновидения, представляют собой продукт неосознанных стремлений «Сверх-Я». Фрейд понял, что психопатологические симптомы и сновидения являются одинаково продуктами примитивного мышления — Фрейд называл это «первичными процессами» — и что они не подвластны привычным ограничениям, налагаемым физическим бытием и социальной средой. В природе подсознательного — игнорировать ограничения времени и места; подсознание по природе своей не рационально, но эмоционально; оно выражается не словами, а образными картинами. Изучение сновидений открыло Фрейду ряд психологических механизмов. Один из них — «сгущение», сведение различных мыслей, имеющих некий общий знаменатель, в единый символ. Например, человек может увидеть во сне лицо с бровями своего отца, носом учителя, ртом брата, ушами жены, при этом с первого взгляда комбинированное лицо не будет похоже ни на одного из упомянутых людей. Если индивид с таким лицом во сне убит, смерть может показаться безобидно случайной, однако подсознательно люди, которые представлены в этом общем лице, — это именно те, против кого у спящего есть недобрые чувства и кто таким образом наказывается.
Другие статьи:
Выводы
1. Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (более 70% респондентов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания).
2. Л ...
Особенности познавательной деятельности.
1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно ...
Биология открытого брака
Отчего человеческие существа склонны к изменам, если они так сильно осложняют нашу жизнь? Почему мы клянемся, друг другу в верности, а затем, так часто, практикуем адюльтер? Легкомысленный очевидный ответ: «Слишком приятно, чтобы останови ...
Разделы