Большое распространение получает идея о том, что конец XIX – начало XX века – это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддаётся различным иррациональным действиям.
Теоретическое значение психологии масс оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано. Поэтому сколько-нибудь серьёзного значения для дальнейших судеб социальной психологии психология масс не имела.
Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных
социально-психологических построений, является теория инстинктов
социального поведения
английского психолога Уильяма Мак-Дугалла.
Основной тезис теории Мак-Дугалла заключается в том, что причиной
социального поведения признаются врождённые инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным и человеку. Мак-Дугалл называл созданную им психологию «целевой», или «гормической». Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Мак-дугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов».
Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определённого психофизического предрасположения – наличия наследственно закреплённых каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную, центральную и афферентную части. Таким образом, всё, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определённый характер.
Несмотря на огромную популярность идей Мак-дугалла, их роль в истории науки оказалась отрицательной. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.
После того как были выстроены первые концепции социальной психологии, выявилось положительное значение в том, что были выделены и чётко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению. Интересно также и то, что во первых социально-психологических опытах с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии.
Но первые социально-психологические концепции оказались слабыми потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были «рассуждениями» по поводу социально-психологических проблем, но не исследованием их. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под неё экспериментальной базы, поскольку психология накопила к этому времени достаточный опыт в использовании экспериментального метода.
Тот факт, что социальная психология имеет столь разнообразные источники, означает, что она, вероятно, будет какое-то время страдать от противоречий. Принимая во внимание серьёзность кризиса, напрашивается вопрос: «Почему же учёные не могут забыть своих разногласий и не объединятся в согласованном усилии?» Однако они открыли для науки новую область исследований.
Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в её развитии.
Другие статьи:
Диагностика агрессивности в младшем школьном возрасте
Я провел исследование агрессивности в младшем школьном возрасте (возраст детей 9-10 лет). По моей просьбе они нарисовали рисунок несуществующего животного. В классе было 30 детей.
Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) — одн ...
Сравнение воображения взрослого и ребёнка.
По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный, неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью». (Цит. по 22, 65). Эта позиция может оказаться ещё б ...
Литературные средства
Как мы узнали после обзора литературы, каждое слово несет свою смысловую нагрузку для каждого отдельного человека и ассоциируется с определенным образом в зависимости от опыта, склада характера, социального положения, физиологии, строения ...



Разделы