Период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания

Психология » Становление и развитие социальной психологии » Период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания

Страница 4

К началу XX века наметилось их встречное движение друг к другу, которое должно было закончиться формулированием проблем, которые и должны были стать предметом новой науки. Оно проявилось в круге проблем, связанных с изучением взаимовлияния личности и общества. Эти взаимные устремления реализовались и дали жизнь первым формам социально – психологического знания.

Немецкие исследователи Г.Гибш и М.Форверг предложили принцип, по которому можно классифицировать эти первые социально – психологические системы. Таким принципом является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При выяснении этой проблемы возможны два решения: признание примата личности или примата общества. Тогда примером первого решения явятся психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером второго решения – психология народов. Оба этих решения найдут своё продолжение в истории социальной психологии в последующие этапы её развития.

Психология народов

как одна из первых социально - психологических теорий сложилась в середине XIX века в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества. В ней допускалось субстанционное существование «сверхиндивидуальной души», подчинённой «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ. Теоретическими источниками психологии народов послужили: философское учение Георга Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Иоганна Гербарта.

Непосредственными создателями психологии народов выступили немецкие учёные: философ Мориц Лацарус и языковед Хейман Штейнталь. По их мнению, задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах Вильгельма Вунда. Впервые свои идеи по этому поводу Вунд сформу-

лировал в 1863 году. Вунд излагал свои мысли о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. С точки зрения Вунда, физиологическая психология является

экспериментальной дисциплиной, но эксперимент непригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вунда и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с такими феноменами, которые коренятся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Полезная сама по себе идея в руках авторов психологии народов приобрела идеалистическую окраску.

Психология масс

представляет собой другую форму первых социаль -но – психологических теорий, ибо она даёт решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX века. Истоки её были заложены в концепции подражания Габриеля Тарда. С его точки зрения, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания.

Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле, который опирался на изучение уголовных дел, где его привлекала роль аффективных моментов и французский социолог Г. Лебон, уделяющий внимание проблеме противопоставления масс и элит общества. Лебон наблюдал поведение человека в массе в ситуации паники и сделал выводы, что масса всегда по своей природе неупорядоченна, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Роль теории в семейной системной психотерапии
В своей деятельности специалист должен руководство­ваться определенной системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и помогает сформиро­вать стратегию психотерапии. Это отнюдь не преуменьшает роль интуитивных, ...

Особенности самосознания подростка
Подростковый возраст - это второй критический период в психическом развитии ребенка, существенный для генезиса самосознания. Поскольку подростковый возраст характеризуется заметными генотипическими изменениями, то многие исследователи счи ...

Влияние самооценки на экзаменационные переживания.
Наиболее часто экзаменационные переживания студента связаны с неверием в свои силы, что проявляется в заниженной самооценке. Особенности самооценки влияют на всё стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие и отношение с окруж ...