Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.

Психология » Социально-психологические особенности юридической деятельности » Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.

Страница 1

Правоприменительная деятельность работников государствен­но-правовых структур разного должностного положения, довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, на­рушение юристом должностных полномочий рассматривается как нару­шение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его профес­сиональной компетентности.

Данное обстоятельство формирует стремление строго придержи­ваться правовых норм, воздействующее на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы явля­ется одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значи­мых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет вы­сокий уровень социализации личности, особенно сотрудников право­охранительных органов, их ответственности перед обществом, норма­тивности (конвенциальности) поведения. Данное интегративное свой­ство рассматривается в качестве одного из главных факторов професси­ональной пригодности юриста.

Особенно велика роль правосознания, установочного отношения юриста к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в не­ожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска. Остановимся кратко на некоторых таких ситуациях (факторах) риска.

Ситуация получения (приобретения) юристом каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях налаживания неформальных отношений с юристом, занима­ющим какое-либо ответственное должностное положение. Вынужденной расплатой, требуемой с юриста за предоставленные услуги, могут стать советы, содержащие профессиональную тайну, отказ от объективного, непредвзятого подхода к разрешению того или иного вопроса (дела).

Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют различные спо­собы передачи взятки, но в любом случае субъект, стремящийся за взятку добиться выгодного результата, сначала оценивает ситуацию, возникающую на приеме у юриста, работающего в том или ином право­охранительном органе, его поведение, особенности его личности.

Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действи­ям юриста благодарности, многозначительных обещаний отблагодарить и пр. Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом правоохранительного органа, его поведение может быть истолко­вано как своего рода подтверждение того, что оно оценивает свои служеб­ные действия как действительно заслуживающие «благодарности».

Иногда взяткодатель может повести себя еще более решительно и нагло, сразу же положив на стол предметы взятки, ссылаясь на якобы су­ществующие обычаи, уверяя, что он ничего взамен не просит, а только дей­ствует в соответствии с принятыми местными традициями и обычаями.

Единственный выход в подобных ситуациях — решительное поведе­ние, пресекающее в самом зародыше мысль о возможности предложения взятки, немедленный вызов свидетелей, доклад руководителю правоохра­нительного органа о провокации или о самом факте покушения на пере­дачу взятки. Надежным барьером может служить прием подобного рода посетителей в присутствии других сотрудников и коллег по работе.

Ситуация посещения, особенно во время командировок, в вечернее время мест общественного питания ресторанного типа, в которых свободно продаются спиртные напитки, устраиваются всевозможного рода развлечения, в том числе и сомнительного характера. Организовать свой рабочий день и питание необходимо таким образом, чтобы даже при самых неблагоприятных условиях работы исключить пребывание в по­добного рода заведениях, где можно легко оказаться вовлеченным в какой-либо конфликт, организованный в целях дискредитации юриста, занимающего ответственное служебное положение.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Модели, идеи и концепции экспериентального подхода
Идейный багаж экспериентального подхода составляют концепция экспериентального обучения Д. Колба, Х. Икехара, новая парадигма обучения на рабочем месте В. Дж. Марсик, теория обучения действием Р. Риванса, концепция самообучающейся органи ...

Создание научных основ патопсихологии. Внутренний мир Зейгарник.
Блюма Вульфовна была человеком долго длящегося развития. Вспоминается в этой связи слова И.А. Буница, сказанное им о Чехове: «Всю жизнь росла душа его». Эти слова в полной мере можно отнести и к Б.В. Зейгарник. Развитие продолжалось до по ...

Пренатальный период.
Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга.Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когни ...