Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.

Психология » Социально-психологические особенности юридической деятельности » Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.

Страница 1

Правоприменительная деятельность работников государствен­но-правовых структур разного должностного положения, довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, на­рушение юристом должностных полномочий рассматривается как нару­шение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его профес­сиональной компетентности.

Данное обстоятельство формирует стремление строго придержи­ваться правовых норм, воздействующее на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы явля­ется одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значи­мых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет вы­сокий уровень социализации личности, особенно сотрудников право­охранительных органов, их ответственности перед обществом, норма­тивности (конвенциальности) поведения. Данное интегративное свой­ство рассматривается в качестве одного из главных факторов професси­ональной пригодности юриста.

Особенно велика роль правосознания, установочного отношения юриста к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в не­ожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска. Остановимся кратко на некоторых таких ситуациях (факторах) риска.

Ситуация получения (приобретения) юристом каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях налаживания неформальных отношений с юристом, занима­ющим какое-либо ответственное должностное положение. Вынужденной расплатой, требуемой с юриста за предоставленные услуги, могут стать советы, содержащие профессиональную тайну, отказ от объективного, непредвзятого подхода к разрешению того или иного вопроса (дела).

Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют различные спо­собы передачи взятки, но в любом случае субъект, стремящийся за взятку добиться выгодного результата, сначала оценивает ситуацию, возникающую на приеме у юриста, работающего в том или ином право­охранительном органе, его поведение, особенности его личности.

Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действи­ям юриста благодарности, многозначительных обещаний отблагодарить и пр. Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом правоохранительного органа, его поведение может быть истолко­вано как своего рода подтверждение того, что оно оценивает свои служеб­ные действия как действительно заслуживающие «благодарности».

Иногда взяткодатель может повести себя еще более решительно и нагло, сразу же положив на стол предметы взятки, ссылаясь на якобы су­ществующие обычаи, уверяя, что он ничего взамен не просит, а только дей­ствует в соответствии с принятыми местными традициями и обычаями.

Единственный выход в подобных ситуациях — решительное поведе­ние, пресекающее в самом зародыше мысль о возможности предложения взятки, немедленный вызов свидетелей, доклад руководителю правоохра­нительного органа о провокации или о самом факте покушения на пере­дачу взятки. Надежным барьером может служить прием подобного рода посетителей в присутствии других сотрудников и коллег по работе.

Ситуация посещения, особенно во время командировок, в вечернее время мест общественного питания ресторанного типа, в которых свободно продаются спиртные напитки, устраиваются всевозможного рода развлечения, в том числе и сомнительного характера. Организовать свой рабочий день и питание необходимо таким образом, чтобы даже при самых неблагоприятных условиях работы исключить пребывание в по­добного рода заведениях, где можно легко оказаться вовлеченным в какой-либо конфликт, организованный в целях дискредитации юриста, занимающего ответственное служебное положение.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Осмысленное восприятие
· Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информаци ...

Развитие мышления в переходном возрасте
Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, -- общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Это эпоха —эпоха рассуждающего мышления. ...

Понятие стресса
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье ...