Формирование личности.

Психология » Социальная природа личности » Формирование личности.

Страница 1

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз­вития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль­ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекре­щивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но раз­ные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт соци­ально – исторического и онтогенетического развития чело­века.

Невозможно поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое ин­дивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической прак­тики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориен­тации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия че­ловека, потому что именно в труде он в самой большой сте­пени выражает себя как общественный индивид. На формиро­вание личности оказывают влияние факторы трудовой дея­тельности, общественный характер труда, его предметное со­держание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, воз­можность для развертывания самостоятельности, инициа­тивы, творчества.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отно­шений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социаль­ного “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обу­чает “правилам жизни” другую.

Человек более универсален, его биологическая организа­ция позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних усло­вий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой ста­дии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физиче­ская крыша над головой, а социальное место в мире. Социа­лизация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь со­циализация-это начинающийся в младенчестве и заканчиваю­щийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы по­тому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Этические изыскания Сократа, его ''майевтика'' как метод обоснования объективного критерия нравственных отношений.
Сократ (ок. 470-399 до н. э.) – первый в истории моралист-просветитель. Софисты переориентировали философию с изучения природы на изучение человека, бытие которого они понимали все еще достаточно разносторонне. Сократ делает предметом рас ...

Пери-, натальный и весь неонатальный период.
· Когнитивное развитие. Когнитивное развитие ребенка в этом периоде в современной когнитивной психологии изучается весьма интенсивно. Установлено, что ребенок вовсе не является пассивным, не реагирующим на внешнюю стимуляцию существом. О ...

Основные признаки рда
I Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития . Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при РДА. Не останавливаясь на них более к ...