Формирование личности.

Психология » Социальная природа личности » Формирование личности.

Страница 1

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз­вития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль­ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекре­щивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но раз­ные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт соци­ально – исторического и онтогенетического развития чело­века.

Невозможно поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое ин­дивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической прак­тики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориен­тации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия че­ловека, потому что именно в труде он в самой большой сте­пени выражает себя как общественный индивид. На формиро­вание личности оказывают влияние факторы трудовой дея­тельности, общественный характер труда, его предметное со­держание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, воз­можность для развертывания самостоятельности, инициа­тивы, творчества.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отно­шений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социаль­ного “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обу­чает “правилам жизни” другую.

Человек более универсален, его биологическая организа­ция позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних усло­вий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой ста­дии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физиче­ская крыша над головой, а социальное место в мире. Социа­лизация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь со­циализация-это начинающийся в младенчестве и заканчиваю­щийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы по­тому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Расстройства эрекции.
Важнейшим проявлением психогенной импотенции оказываются расстройства эрекции, присоединяющиеся к преждевременной эякуляции более чем у половины пациентов с функциональными сексуальными нарушениями. По данным Г.С. Васильченко (1969) жалоб ...

Методы оценки персонала
Рассмотрим наиболее популярные методы оценки персонала. 1. Центры оценки персонала. Используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов и обязательное оце ...

Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников. Важное значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеет данные исследования К. Левина и его сотрудников о ро ...