Лингвистическая выразительность публицистического стиля заключается в следующем.
ü Во-первых, ему свойственна лаконичность подачи информации. Лаконичность достигается широким использованием сложносочиненных предложений, тяжеловесность которых облегчается при помощи фонетических средств (паузы, акценты, интонация), причастных и деепричастных оборотов и т. п. Вместе с тем пользоваться этими синтаксическими приемами следует очень осторожно, особенно при создании текста для телевизионной передачи.
ü Во-вторых, журналист не скрывает своих эмоций, и эта особенность усиливает личностное начало.
Среди выразительных элементов синтаксиса отметим некоторые, наиболее часто встречающиеся.
F Антитезы
- обороты, в которых для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Приведу пример: «В Ливнах появился новый вещевой рынок, и у ливенцев появились новые проблемы .».
F Частым гостем информационных жанров становится прием развернутого сравнения:
«Необходимость его создания (Центра медико-социальной реабилитации - С. З.
) была продиктована усугубившимися условиями, в которых приходится жить нашим детям - тем, которые выросли, не ведая внимания и ласки родителей, как семена дикого сорного растения, упавшие бесцельно и проросшие в совершенно не приспособленных для этого условиях».
F Следует отметить, что для оживления текста используется и прием олицетворения.
Этот троп заключается в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Пример: «Суд установил, что на квартире у подружки Бацукина рассказала Авилову, ранее судимому, что потерпевшая с легкостью вступает в половую связь с мужчинами, и 17-летний пацан, как дикий и хищный зверь, решил попробовать».
F Часто используется также элементы образного сравнения:
« .Львиная часть происшествий .».
F Из синтаксических средств оживления репортажа заслуживают внимания назывные предложения:
« .Трещины, потрясающие в прямом смысле слова ухабы на дорогах, ямы . Сломанные ограждения. Через квартал - аварии, битые машины .».
F Вставные конструкции:
«До сороковых годов на этом месте стоял кафедральный собор Орловской губернии (воистину святое место!), уничтоженный в годы Великой отечественной войны .».
F Эпитеты(слова, определяющие предмет или действие и подчеркивающие какое-либо характерное свойство, качество): « .Остается надеяться, что пятнистая форма и оголенные стволы автоматов вернут потерянный порядок .».
F Сравнения(сопоставление двух явлений или образов с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого): « .Шефство над детьми взяли не только . администрация . района, но также своего рода ангелы-хранители - спонсоры…».
F Метафоры
(слова или выражения, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений): « .На рынке расцвел рэкет .».
F Метонимия(слова или выражения, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями): « .Анатолий Вогуль и .Алла Еремина не раз держали в руках олимпийское золото .».
F Перифраз(оборот, заменяющий название предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты): « .Очень скоро голубое топливо поступит и в Верховье .».
F Анафора(повторение отдельных слов или оборотов вначале отрывков, из которых состоит высказывание): «Общество охотников Орловской области сообщает об открытии сезона охоты на зайцев. Сезон охоты на зайцев открыл железнодорожный вокзал станции Орел .».
F Эпифора
- повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): «…а себестоимость пробега электропоезда - 5 миллионов рублей. И в убыток - фактически все 5 миллионов…».
F Параллелизм
(одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи): «Орловцы систематически не покупают билеты, а железнодорожники систематически пытаются заставить своих пассажиров платить за проезд…».
F Градация(стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления): « .Таким образом, газификация Орловской области идет, ширится, несет блага цивилизации отдаленным районам…».
Другие статьи:
Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка.
Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А.И., 1998).
Так, один из основоположников отеч ...
Задатки и способности
Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколени ...
Эмоции
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний ...
Разделы