Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.

Психология » Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку » Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.

Страница 2

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение со­циально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство соб­ственного достоинства и самоконтроль, им легче удается нала­дить хорошие отношения со сверстниками.

Боумрид (1975) подчеркивает, что у авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам. Авторитарные родители считают, что ребен­ку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стре­мясь выработать у ребенка дисциплинированность, как прави­ло, не оставляют ему возможность для выбора вариантов пове­дения, ограничивают его самостоятельность, лишают права воз­ражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родите­ли чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выго­воров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встреча­ющийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный резуль­тат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом ус­танавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они по­дозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчаст­ны.

У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Как правило, снисходительные родители не склонны конт­ролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассу­дится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрес­сивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их пове­дение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях по­ступают снисходительные родители? Обычно они приходят в от­чаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ре­бенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия (Шнейдер Л.Б., 2000).

Д.Боумрид (1975) выделила четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком уровне родители пред­почитают оказывать большое влияние на детей, способны на­стаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие иг­рового поведения, а также на более совершенное усвоение ро­дительских стандартов и норм.

Второй параметр — родительские требования, побуждаю­щие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоцио­нальной сферах, межличностном общении, настаивают на не­обходимости и праве детей на самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспи­тательных воздействий: родители стремятся использовать убеж­дение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удов­летворение и гордость от успехов детей.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соот­ветствует наличию в родительском отношении всех четырех из­мерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным усло­вием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Таким образом, наиболее распрост­раненным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компе­тентность, выступает интериоризация средств и навыков конт­роля, используемых родителями (Шнейдер Л.Б., 2000).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Общее понятие о темпераменте
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивид ...

Структурная интеграция (рольфинг)
Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, ис­пользуемым для психологической моди­фикации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Роль ...

С точки зрения христианства…
Первой смертью человека на земле, как повествует Библия, стала гибель сына Адама Авеля, убитого родным братом Каином. Но каким образом появилась на земле смерть? "Бог сотворил человека нетленным; он сотворил его по образу и подобию ...