Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку

Психология » Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку

За последнее десятилетие ситуация в области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждом школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя.

Исходя из вышеизложенного, определена цель

исследования: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка.

В качестве объекта

исследования выступают личностные особенности родителей. Предметом

исследования является связь личностных особенностей родителей со стилем воспитания ребенка. В исследовании выдвинута гипотеза

о влиянии личностных особенностей родителя на выбор им стиля отношения к ребенку.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи

:

1. Осуществить теоретический анализ литературы в области психологии личности, психологии семьи.

2. Определить стиль отношения родителя к ребенку.

3. Изучить личностные особенности родителей.

4. Изучить связь личностных особенностей родителей и стиля отношения к ребенку.

5. Выделить две группы испытуемых по критерию конструктивности и деструктивности стиля отношения к ребенку.

6. Сопоставить личностные особенности конструктивных и деструктивных родителей.

Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался метод

тестирования.

Для изучения личностных особенностей родителей использованы: Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187), Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А.).

Для исследования типа родительского отношения использована Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистики (на основе компьютерной программы «Статистика-5»): вычисление коэффициента корреляции Пирсона, t-критерия Стьюдента.

Другие статьи:

Протекание семейной психотерапии до первого интервью с клиентом
Многие считают, что процесс семейной психотерапии начинается с первого интервью. В действительности он начинается при первом же контакте психотерапевта с кем-либо из членов семьи. Как водится, кто-нибудь один из них по рекомендации семейн ...

Осмысленное восприятие
· Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информаци ...

Впечатление и эмоции
· Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. · Поскольку впечатление напрямую связано с воображе ...