К внешней определенности брака, относятся социальная адаптация, соблюдение культурных и национальных традиций, соответствие общественным ожиданиям, выполнение функции воспроизводства населения.
Семья как социальная общность выполняет важнейшие функции по воспроизводству населения (простому и расширенному), организации бытового потребления, первичному социальному контролю, формированию и поддержанию ценностных ориентации, морально-этических норм, внешней и внутренней культуры, образцов образа жизни [19, с. 9, 69; 26, с. 125]. Семья является посредником между индивидуальной и социальной жизнью, она есть "социальный институт, обеспечивающий механизм, через который работает социальное наследство" [11, с. 170].
Следует отметить, что с точки зрения психологии наибольший интерес представляет именно внутренняя определенность брака.
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; будучи включенной в социальную структуру общества, семья интегрирует его ценности.
Поскольку роль внутренних факторов стабильности брака решающая, то их необходимо "развести" по уровням, отражающим степень значимости в качестве супружеских отношений. Поэтому в следующей совместной работе Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова [16] попытались выделить в супружестве достаточно независимые уровни отношений. Ими оказались следующие: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социокультурный.
Основными показателями внутренней определенности брака являются совместимость и сработанность супругов.
При совместной жизни партнеры по браку почти постоянно находятся в процессе совместной деятельности, так как у них существует значительная взаимная зависимость, обусловленная совместным ведением домашнего хозяйства, зависимостью друг от друга при распределении семейного бюджета, вовлеченностью в процесс совместного воспитания детей. Если в браке между партнерами осуществляется совместная деятельность; то можно говорить о процессах совместимости и сработанности участников этой деятельности.
Сложность состоит в том, что в настоящее время не существует ни единого подхода к проблеме психологической совместимости, ни однозначной трактовки самого понятия "совместимость", ни общепринятых критериев и индикаторов совместимости.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил Н.Н. Обозову и А.Н. Обозовой (1981) выделить три подхода к исследованию психологической совместимости [17].
Так, в русле структурного подхода совместимость рассматривается ими как устойчивая адаптивная структура по подобию и различию партнеров [17, с. 24].
Функциональный подход (А.С. Алексеева, 1981; И.Ю. Дундулите, 1981; А.Н. Волкова, 1979 и др.) рассматривает партнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность в социальных и ролевых ожиданиях партнеров.
Адаптивный подход авторы характеризуют как исследование результатов совместимости: интеграции, сплоченности, взаимопонимания, которые, как подчеркивают исследователи, поддаются коррекции.
Совместимость - довольно старое понятие в словаре социальной психологии, однако научное изучение явления, обозначаемого этим понятием, заинтересовало социальную психологию сравнительно недавно. Сейчас трудно установить, в какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. При изменении групповых конфликтов, психологического климата в группах, эффективности групповой деятельности, стиля группового поведения при исследовании процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных отношений и чувств и других социально-психологических явлений было обнаружено, что они определенным образом обусловлены соотношением свойств взаимодействующих субъектов. Сочетание характеристик субъектов, которое оказывало позитивное влияние на изучаемое явление, стало обозначаться как совместимость субъектов [5].
Другие статьи:
Причины стресса на рабочем месте
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
v факторы стресса вне организации;
v групповые факторы стресса;
v факторы стресса, связанные с организацией;
Рассмотри их под ...
Коррекционная педагогика
Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, обра ...
Понятие о мышлении
Мышление—высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.
Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знак ...



Разделы