Данная работа была посвящена изучению возможностей метода психотерапии Символдрама при осуществлении коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Была предпринята попытка, выявить взаимосвязь между проведением сеансов психотерапии и изменением личностных характеристик пациента.
Проведенный теоретический анализ проблем тревожности показал, что повышенная тревожность младших школьников детерминируется факторами неблагоприятного семейного воспитания. В целом можно говорить о том, что тревожность в младшем школьном возрасте является большей частью производной широкого круга семейных нарушений.
Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода Символдрамы, лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд [50], психология «Я» Х. Хартманна и»Self-Psychology» Х. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р. Шпитца, Д.В. Винникотта, М. Малер, О. Кернберга, Й. Лихтенберга [53, 11].).
Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения [54, 11].
С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.
При оказании коррекционного воздействия методом Символдрамы, произошла положительная динамика тревожности, обеспечившая переход детей в подгруппы с более благоприятным для развития личности уровнем тревожности.
В результате можно сделать следующие выводы:
1. Нарушение семейных отношений является одной из основных причин повышенной тревожности младших школьников.
2. Использование образов прошло эволюцию от аналитического толкования (Ф.Перлз), диагностики (К.Г.Юнг), до использования образов в психотерапевтических целях (Х.Лейнер).
3. В Символдраме работа с образами позволяет разобраться с проблемами на символическом уровне, удовлетворить нарциссические переживания, что крайне важно в работе с детьми и подростками.
4. В результате проведения коррекционной работы методом Симводрама, уровень тревожности у детей младшего школьного возраста снизился у 80 % испытуемых.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась - символдрама эффективное средство для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.
Другие статьи:
Удовлетворенность браком.
В. Сатир (1992, с.17) утверждает, что, вступая брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сд ...
Происхождение и развитие агрессивности .
В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения конкретных исследователей и психологических школ разного времени.
Основоположником этой теории является Зигмунд Фре ...
Сравнение представлений о личности в теориях
Достаточно сложно проанализировать две теории личности с учетом того, что все-таки Леонтьев и Маслоу говорят на разных языках. Но попытаться все же можно.Если пристальнее посмотреть на тексты краткого содержания теорий, изложенный выше, то ...



Разделы