Особенности высшей нервной деятельности у детей школьного возраста с дебильностью

Психология » Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности » Особенности высшей нервной деятельности у детей школьного возраста с дебильностью

Исследования высшей нервной деятельности умственно отсталых детей в России проводились тремя научными коллективами: высшую нервную деятельность олигофренов школьного возраста изучали учёные во главе с пофессором А. Г. Ивановым – Смоленским, условно – рефлекторную деятельность олигофренов ясельного возраста изучал профессор Н. И. Красногорский с группой сотрудников, в шестидесятые годы под руководством профессора А. Р. Лурии была проведена большая серия исследований высшей нервной деятельности у учащихся вспомогательной школы.

Исследуя экспериментально высшую нервную деятельность детей с нарушениями интеллекта выше названные учёные выделили ряд особенностей. Важнейшей из них является слабость замыкательной функции коры головного мозга. Она проявляется в затруднённом формировании новых условных связей и в затруднённости дифференцировки этих связей, что приводит к крайне замедленному темпу обучения умственно отсталых детей. Эти факты объясняются слабостью процессов возбуждения и активного внутреннего торможения, которая возникает вследствие патологического изменения функционального состояния всех нервных клеток коры головного мозга, вызванного различными его поражениями. Поражения головного мозга могут привести к преимущественному ослаблению одного из нервных процессов – возбуждения или торможения.

У детей, перенесших поражение головного мозга, часто возникают состояния охранительного торможения, которые иногда носят мерцающий характер, а иногда длятся целые месяцы и даже годы. Пока это состояние длится, умственная работоспособность ребёнка оказывается резко сниженной.

Знание механизма фазовых состояний необходимо для исключения диагностических ошибок. Известны случаи, когда ребёнок, обучающийся в классе для глубоко умственно отсталых детей, после летнего отдыха вдруг усваивал материал как дебил; а ребёнок, неспособный усвоить программный материал 1-2 кл. в массовой школе, затем плохо обучающийся в 1 кл. вспомогательной школы, оказывался вдруг настолько сообразительным и работоспособным, что вновь вставал вопрос о его возвращении в массовую школу.

Среди особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детей многие исследователи (М. С. Певзнер, В. И. Лубовский) отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедленна. В. И. Лубовский говорит, что особенно инертными оказываются упрочнённые словесные связи. [39]

У всех умственно отсталых детей отмечается нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем, связанное с недоразвитием второй сигнальной системы. Экспериментальные исследования, посвящённые анализу роли второй сигнальной системы в замыкании новых условных связей у нормальных и умственно отсталых детей, были проведены сотрудниками и учениками профессора А. Р. Лурии.

Таким образом, среди особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детей можно выделить: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы.

Другие статьи:

Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.
В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образо ...

Основные принципы и целитанцевально-двигательной терапии.
Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей ...

Изучение темперамента и личности школьника
В процессе решения поставленных задач использовался комплекс методик, направленных на изучение личности школьников 8-9 класса. С их помощью были изучены различные уровни интегральной индивидуальности учащихся 8-9 классов. Опросник, задач ...