Сенсорная и эмоциональная депривация

Психология » Сенсорная и эмоциональная депривация

Страница 2

Проведя за решеткой всего два дня, человек, лишенный солнечного света, общения и любых сигналов времени, утрачивает чувство ориентации и впадает в апатию или растерянность. Одиночное заключение в сочетании с сенсорной депривацией полностью лишает осужденного способности к сопротивлению, утверждается в "Руководстве по использованию человеческих ресурсов", изданном ЦРУ в 1983 г. Теоретически считающаяся незаконной в Северной Америке и Европе, сенсорная депривация широко применяется в качестве наказания во многих других странах. ("Что мы знаем о влиянии?", Сергей Еремин)

Исторические примеры указывают на то, что депривация может работать, влияя на психику и организм человека, как конструктивно, так и деструктивно, вплоть до необратимых нарушений и даже смерти. Как любое другое явление, обладающее таким широким диапазоном влияния на человека, депривация должна использоваться только при четком понимании того, что, как и почему изменяется в состоянии человека. Однако, несмотря на многовековую историю этого явления, мнения психологов о внутренних механизмах подобного воздействия многообразны и неоднозначны. Исследования в области экстремальной психологии позволили выявить изменения на физиологическом и душевном уровнях, определить некоторые закономерности и создать ряд способов управления сенсорной депривацией, допускающихся для коррекции психологических состояний. Не менее важными стали исследования и в области устранения или предотвращения негативного влияния депривации там, где в силу каких-либо факторов она неизбежна: в профессиональной деятельности, связанной с изоляцией, сложными условиями труда, в некоторых видах спорта, при катастрофической утрате каких-либо органов чувств. Осознание явления сенсорной депривации позволило лучше понять такие синдромы, как аутизм, клаустрофобия, боязнь темноты и некоторые другие. Однако все это являет примеры крайних форм сенсорной депривации, отдельные случаи, когда симптомы развития синдрома уже очевидны, и речь идет о спасении психического (а в ряде случаев и физического) здоровья человека. Обнаружение незначительных влияний какого-либо вида сенсорной депривации, а также, предотвращение негативного их влияния все еще является проблемным. Ситуации, когда депривация не учитывается как фактор риска, являются опасными для здоровья человека, проявляясь в самых неожиданных областях его жизни.

- То, что происходит с участниками игры, называется "сенсорная депривация". В это не играют. Это пытка. Человеку ведь постоянно нужна информация, а "за стеклом" количество информации резко ограничено . Подобную пытку в свое время использовали спецслужбы: человека запирали в комфортную светлую камеру-одиночку и включали ему какой-то однообразный звук. Через какое-то время человек уже просто не мог находиться в камере. Он был готов делиться любой информацией со своими мучителями, лишь бы его отпустили. Еще можно вспомнить канадских ученых, которые перед войной проводили такой эксперимент: помещали человека в теплую воду, надевали на него очки, позволявшие разглядеть только свет и тень, кормили его, поили, но при этом полностью ограждали от контактов с внешним миром. Выяснилось, что через несколько дней такой жизни люди сходят с ума: у них просто начинаютс галлюцинации . Разумеется, в стеклянной комнате условия лучше, чем в канадской бочке. Однако присутствует другой эффект: за участниками постоянно наблюдают. Первые пару дней это может быть приятным и возбуждающим, но потом могут быть очень серьезные последствия. (Рейнальдо Перес Ловелле, профессор, доктор психологических наук, член Европейской ассоциации психотерапевтов)

Проблемы сенсорной депривации привлекли внимание психологов довольно давно. Еще в 1913 году американский асихолош Дж. Уотсон опубликовал статью "Психология с точки зрения бихевиориста", которая стала толчком к появлению нового направления в психологии - бихевиоризма. В противовес интроспективной психологии (берущей свое начало еще от учений Декарта и основанной на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследовани психических процессов), Уотсон предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. Но только во второй половине XX века появились разработки прикладных вопросов экспериментального изучения нервно-психической устойчивости человека к информационно-сенсорным ограничениям. Особое место в этих исследованиях имели работы ИЭМ, проведенные под руководством и при теоретическом обобщении Д. Н. Бирюкова.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте
Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. К ...

Типы взаимодействия.
Существует несколько подходов к классификации типов взаимодействия. 1. Самый естественный способ классифицировать взаимодействие - по контексту. Само собой разумеется, что взаимодействие происходит в какой-то ситуации, “обрамлении”: О ...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза ...