В прошлом неоднократно предпринимались попытки составить представление об особенностях личности экстрасенсов, но в общем они не дали каких-либо однозначных результатов: люди были разного возраста и пола, разного нервного типа и т. д. (481). Однако следует отметить, что такие уникальные способности, как ясновидение, предвидение, интроскопия и некоторые другие, появляются чаще всего у людей, перенесших черепно-мозговые травмы или чрезвычайно стрессовые ситуации, клиническую смерть и т. д.
Если схематически представить исследования парапсихологических свойств у людей в виде Гаусовой кривой (рис. 17), то можно отметить следующее. Указанную кривую нормального распределения признаков и свойств можно разделить на три части (А, В, С),
В средней из них (часть В) психология исследует психические особенности обычных людей, т. е. тех лиц, которых большинство и психика которых не имеет видимых отклонений, указывающих на аномальность или на выраженную экстрасенсорную способность, хотя всегда имеется чрезвычайно большая вариабильность любых функциональных параметров и свойств (482,483).
В боковых частях кривой (А и С) психологи имеют дело с изучением лиц, относящихся к представителям двух крайних психических полярностей — ярко выраженной экстрасенсорики, с одной стороны, и различной степени умственной отсталости (дебильность, олигофрения и т. д.) — с другой. Соответственно этому лица, относящиеся к части А, изучаются парапсихологами, а принадлежащие к части С исследуются психопатологами и дефектологами. Необходимо отметить, что пси-явления встречаются во всех частях (А, В, С), но с разной частотой и с различной степенью выраженности. Наиболее сильно и с широким диапазоном проявляются экстрасенсорные способности у представителей части А. В части В наиболее частыми бывают такие пси-явления, как предвидение во сне, телепатическая родственная связь (мать — ребенок), передача мыслей во время атональных состояний кого-либо из близких родственников, экстрасенсорное лечение и другие явления. В части С у лиц с нарушением психики пси-явления большей частью наблюдаются в скрытой, неявной форме: предвидения юродивых людей, образные „видения" у кликуш. Но поскольку психические нарушения у людей чрезвычайно многообразны, это предопределяет и большое разнообразие у них пси-явлений. Последнее хорошо иллюстрируется исследованиями по изучению пси-явлений у левшей и у больных с очаговыми поражениями головного мозга (484^489).
В основу своей работы указанные исследователи положили принцип симметрии — важный методологический принцип в изучении сознания человека. Они сконцентрировали свое внимание на так называемой функциональной асимметрии человека, под которой понимается широкая совокупность функциональных проявлений в нервно-психической и физиологической деятельности человека: взаимодействие в совместной работе правой и левой частей парных органов тела человека (глаза, уши, руки, ноги, гемисферы мозга) и организация различных функций в пространстве и во времени (487, с. 124). Изучавшиеся признаки асимметрии подразделялись на три основные группы — моторные, сенсорные и психические. В результате проведенной работы авторами предложена важная гипотеза, „ .согласно которой функциональная асимметрия полушарий выражает собой особую пространственно-временную организацию работы целого мозга . что именно пространств енно-вре-232
|
Другие статьи:
Психологическая характеристика типов темпераментов.
Представления о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Различая в темпераментах подмечены на основе жизненного опыта многих поколений. Темпе ...
Влияние социальной среды на одаренность.
1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выв ...
Анализ результатов экспериментального исследования.
Для того, чтобы выявить проявление коммуникативных способностей, была применена методика КОС. Результаты теста дают возможность определить коммуникативные способности учащихся. [см. Приложение 1]
Уровень коммуникативных способностей. ...
Разделы