Структура и функции самосознания.

Страница 2

Выделяют три существенных момента в понимании самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то есть представление о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения, «реального Я» с «идеальным Я» считается важным показателем психического здоровья. И так, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ «Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка по всей вероятности будет низкой [4;34].

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с идентификацией социальных реакций на данного индивида. Другими словами человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которая выражается в установках, свойственных индивиду. Позитивную «Я -концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности, синонимами негативной «Я-концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности [11;59].

Следовательно, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко

17

всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самопринятии субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.

Поведенческая составляющая самосознания. Люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Структура самосознания включает в себя по крайней мере, три основные модальности самоустановок:

- «реальное Я» - установки, связанное с тем как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представлениями о том, каков он на самом деле;

- «зеркальное (социальное) Я» - установки связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

- «идеальное Я»-установки связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать [3;240].

Большинство авторов [2;34] при изучении самосознания учитывают эти модальные различия. У индивида «реальное Я» и «социальное Я» должны быть согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.

«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как показала Хорни, большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я», нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Комплексное аудиолингвовизуальное сообщение
Изображение как знаковая система первична по отношению к символическим знакам, в том числе и к написанному слову[39]. Первоначально знак, обозначающий определенный предмет, представлял собой всего лишь изображение этого предмета. В процес ...

Выводы
Исследуя выбранную проблему, мы изучили большое количество психолого – медико – педагогической литературы. В России исследованием психолого –педагогических особенностей детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в с ...

Персонализация и отраженная субъектность.
<Потребность быть личностью>, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в социальные связи, в общественную практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями, общественными ...