Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных исследователей

Психология » Самосознание подростков с ограниченными возможностями » Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных исследователей

Страница 2

У индивида развивается способность реагировать на самого себя, формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие [21;67].

Представления об идентичности, развитые Эриксоном. Проблематика «Я-концепции» рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Эго-идентичность - индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицировать себя.

В теории Эриксона описаны 8 стадий личностного развития и соответствующих изменений эго - идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадий кризисные повороты пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов.

Формирование эго-идентичности протекает в основном в сфере бессознательного. Эриксон критикует такие понятия, как самооценка, «образ Я», считая их статическими. В то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем то неизменным, что может быть за тем использовано как готовый инструмент личности. Процесс формирования идентичности «Я» характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон считает, что чувство идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути [21;80].

Феноменалистическая психология в работах Карла Роджерса. Феноменалистический подход в психологии в понимании человека происходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть , как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только присущее восприятие окружающей обстановки.

Центральным понятием феноменалистического подхода является

восприятие, то есть, что человек воспринимает, является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. С появлением негативного самовосприятия можно с большой вероятностью ожидать, что последующее поведение индивида подтверждает его неполноценность в собственных глазах. Это явление известно под названием «самореалиующееся пророчество». К счастью оно хорошо срабатывает, и в случае позитивной установки на себя: в результате подтверждающих ее данных формируется благоприятная «Я-концепция» [23;ПО].

Карл Роджерс разработал особый подход в психотерапии - «терапию, центрированную на клиенте». Основные положения теории Роджерса выглядят следующим образом:

10

Сущность феноменалистической теории личностного «Я» заключается в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

«Я-концепция» возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности, социальной.

«Я концепция» - это система восприятий. Именно «Я-концепция», а не «реальное Я» имеет определенное значение для личности и ее поведения. «Я-концепция» выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. «Я-концепцией» предопределяется восприятие значений, приписываемых этому окружению.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Стресс у детей
Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых - это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается, наверное, в тот момен ...

Постановка целей и задач семейной психотерапии
При осуществлении любой психотерапевтической работы очень важно правильно определить ее основные цели и задачи. Психотерапевтическая литература последнего времени все чаще подчеркивает эту необходимость. В некоторых публикациях также опис ...

Структура двигательного акта
Взаимодействие человека и животных с окружающей среды, осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. Двигательный акт как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. Ведущим системообразующим факторо ...