На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. До настоящего времени не существует универсального определения лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства.
2. Среди различных аспектов лидерства выделяется политическое лидерство, как занимающее особое положение. Его главная особенность заключается в масштабности и значимости для общества.
3. Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.
Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация;
Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством;
При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены Б.Д.Парыгиным в его книге “Основы социально - психологических теорий”.
В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзя вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.
В заключение можно сказать, что любому управленцу для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.
[1] Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1994
[2] М.Вебер. Харизматическое господство/Социологические исследования, 1988, № 5
[3] Ж.Блондель. Политическое лидерство. - М., 1992
[4] Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 1994
[5] Херманн М.Г. Составные части лидерства. - М., 1992
[6] Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М., 1994
[7] Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 1993
[8] Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М., 1971
[9] Штукина Т.А. К новому измерению феномена политического лидерства. - Кентавр 1994, № 6
[10]Ж.Блондель. Политическое лидерство.- М., 1992
[11] Имидж лидера: психологическое пособие для политиков. - М.,1994
[12] Парыгин Б.Д. Основы социально психологических теорий. - М., 1971
[13] Лоутон А.,Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 1993
[14] Джонсон Р.,Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М., 1971
[15] Кунц Г., О Доннел С., Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. - М.,1982
Другие статьи:
Содержание обучения на подготовительном этапе
Подготовительный этап имеет целью формирование у детей санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, овладение мимико-жестикулярторной речью и элементами словесного языка в виде отдельных дактильных слов.
Воспитание и обучен ...
Формирование у дошкольников представлений о семье
Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется её образ. В семье ребенок включен в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире значения. В исслед ...
Возникновение психологии как науки
Новому классу- буржуазии- наука была нужна как для развития производительных сил, так и для идеологической борьбы с классом феодалов и поддерживающей их церковью. В этот период в Европе стали раздаваться смелые голоса, критиковавшие церк ...
Разделы