Теории темпераментов

Страница 1

Интерес к изучению психологии личности становится все более глубоким и постоянным в начале XIX века. Если знания в этой области ограничивались высказываниями Гиппократа и Галена, о темпераментах, то в последующем возникают новые теории, с помощь которых пытались решить вопросы структуры темперамента, его обусловленности другими свойствами индивида, влияние на поведение направленности личности.

Немецкий философ И. Кант писал книги «Размышления над чувством прекрасного» (1764), что флегматик отличается недостатком морального чувства, а меланхолику присущя «подлинный добродетель»; чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести – у холерика.

Большинство психологов нового времени понимали, что «соотношение жидкостей в организме как основа темперамента» - понятие не совсем научное. Однако, гуморальная теория происхождения темпераментов по-прежнему была основой; только теперь, согласно этой теории, особенности темперамента связывались с деятельностью желез внутренней секреции. Другие психологи придерживались конституционально – морфологической теории. По учению Кречмера (3) вводятся понятия конституциональных типов личности. Связано это с различной степенью развития зародышевых листков: эндоморф – с полным, округлым телом; эктоморф – с нежным телосложением; мезоморф – с крепким физически, широким костяком и т.д. Каждый тип отличается определенным темпераментом. Эндоморф - обычно флегматик; эктоморф – сангвиник или меланхолик; мезоморф – холерик. Однако и конституционально морфлогическая теория не раскрыла механизмов происхождения темпераментов.

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Научное объяснение темпераментам дала неврологическая теория, основателем которой был русский физиолог И.П. Павлов. В своих исследовательских работах он пришел к выводу о том, что тип высшей нервной деятельности, или типы нервной системы являются физиологической основой темпераментов. Он в своих исследованиях остановился на четырех типов высшей нервной деятельности. Эти типы характеризуются определенной совокупностью показателей основных свойств процесссов возбуждения и торможения – силы, подвижности и уравновешенности. Эти три свойства нервной системы в классификации И.П. Павлова в разных сочетаниях дали четыре типа высшей нервной деятельности, влияющих на четыре темперамента:

- слабая н.с. (нервная система) – слабый тип (меланхолик);

- сильная, уравновешенная, подвижная н.с. – живой тип (сангвиник);

- сильная, уравновешенная, инертная н.с. – инертный тип (флегматик);

- сильная, неуравновешенная н.с. – безудержный тип (холерик);

Сдесь следует отметить, что И.П. Павлов называл всегда вместе тип и темперамент, но полностью он их не отождествлял. Он отмечал, что необходимо различать, во первыХ, генотип, или темперамент, как прирожденную, природную особенность нервной системы, и фенотип, или характер, как сочетание наследственных и приобретенных свойств, выражающееся в «окончательной наличной нервной деятельности». Кроме того, свойства нервной системы и темперамента не всегда имеют непосредственную связь: одно и то же свойство (например, уравновешенность) может по-разному проявиться в разных темпераментах, а один и тот же темперамент по-рпзному будет зависеть от свойств высшей нервной деятельности.

Тип нервной системы – понятие физиологическое. А темперамент – психологическое. Темперамент – это динамическая характеристика деятельнсоти; он выражается не столько в ее конечном итоге, сколько в ее течении.

И.П.Павлов никогда не считал свою работу полностью законченной, а типологию – окончательной, и отчетливо понимал, что описанные им типы нервной системы – нереальные портреты, поскольку не один конкретный человек не обладает всеми признаками того или иного типа.

Павловская концепция связи типов темперамента с типами нервной системы явилась серьезным шагом на пути исследования оснований классификации темпераментов, она направила внимание к дальнейшей детялизации – соотнесению отдельных свойств нервной системы с конкретным типом темперамента.

В последствии к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения – энергетический уровень и временные параметры (4). Первая описывается черезь активность и реактивность; вторая – через подвижность, темп, ритмичность реакции. Реактивность человека тем выше чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает, насколько сильно разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные – сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека – случайные факторы (события, настроения и т.д.) или постоянные и долгосрочные цели. Согласно концепции Стреляу активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуляцию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные – более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут поддерживать большую интенсивность действий, так как их физиологические процессы скорее подавляют стимуляцию.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Классификация деловых культур по Р. Льюису.
Льюис выделяет следующие деловые культуры: моноактивные, полиактивные и реактивные. Американцы же весьма моноактивны., т.е. делают в данный промежуток времени одно дело, полностью сосредотачиваются на нем и выполняют по заранее составлен ...

Методы вербовки
Членство в секте является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются сектанты, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать людей, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вер ...

Педагогическая психофизиология
Проблема оптимизации обучения — центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологи ...