Воображение как отражение действительности

Психология » Роль воображения в науке » Воображение как отражение действительности

Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности. Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно вклю­чаются в формирование всех (в том числе и обобщенных) мысленных образов.

Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирает­ся на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Воображение - продукт преобразования прежде всего функциональных харак­теристик отображения. Восприя­тие - образ предмета в целом, в нем уже весьма пол­но раскрываются смысловые характеристики предмет­ности.

В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания.

Элементы воображения обнаружи­вают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “до­страивать” образы данных объектов явственно обнаруживается спо­собность человека раскрывать для себя функцио­нальную значимость воспринимаемых объ­ектов и делать саму эту значимость предметом особо­го рассмотрения и специальных процедур.

Тот факт, что в восприятии человек способен по данным отдельным элементам “достраивать” недо­стающие стороны объекта, “видеть” целое при реальной доступности лишь его частей, свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в них опыта индивидуальной и коллективной деятельности есть про­явление возникающего воображения. Сущность воображения заключается в том, что образы воображения сознательно продуцируются человеком.

Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) осно­ваний этой деятельности.

Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого “вычерпываются” новые впечатления и создаются новые образы. Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Оно выполняет функции: эвристическую, антиципирующую, практическую, познавательную, эстетическую и другие. Воображение способно преображать весь мир без исключения. Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы. Особенностью воображения как средства переноса знаний с одной области на другой является своеобразный сплав чувственного и рационального.

Воображение является специфическим отражением действительности и служит средством ее познания. Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.

Образы, которыми оперирует сознание человека, не сводимы только к воспроизведению прошлого опыта. Воспроизведение - основная функция памяти; воображение же связано с преобразованием содержания, протекающим в наглядном плане.

Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, который протекает при активной деятельности мышления субъекта и подчинен осознаваемой задаче. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.

Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные (часто случайные) связи явлений, событий, предметов. Они способны “замкнуть цепь”, вызвать свободную игру ассоциаций. Различают активное, практически-деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы. Определенное место в деятельности воображения занимает мечта.

Рассматривая воображение в самом широком смысле, его можно определить как процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью наблюдаемых явлений.

Другие статьи:

Стороны коммуникативного фактора.
Необходимо выделить в коммуникативном факторе три стороны, каждая из которых представляет собой результат устоявшихся за многие месяцы контактов ребенка с окружающими взрослыми: · эмоциональные контакты, · контакты в ходе совместных дей ...

Вторая сигнальная система.
Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека должны существовать дополнитель­ные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения. Для различения высшей нервной деятельности живо ...

Динамика внешности – жесты, стиль, мимика
Психолог Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл прове ...