Понятие о мышлении

Речь и мышление » Понятие о мышлении

Страница 1

Мышление—высшая форма отра­жения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познава­тельный психический процесс, свойственный только человеку.

Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь между температурой и объемом тела, им известно отношение между сторонами прямоугольного треугольника, они понимают связь между господствующими ветрами, широтой, высотой мест­ности над уровнем моря, отдаленностью от моря, с одной сторо­ны, и климатом — с другой.

Но разве все эти знания получены человеком только с по­мощью анализаторов? Разве человек знает о мире только то, что дают ему ощущения и восприятие? Разумеется, нет. Воз­можности познания окружающего мира с помощью анализаторов очень ограниченны. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только, теми показа­ниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Что же такое мышление? В чем его сущность?

Что у данной фигуры три угла или что потолок белый, до­казывать не надо. Это воспринимается человеком непосредствен­но, с помощью анализаторов. А вот что квадрат гипотенузы) прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его кате­тов — этого никто не способен видеть непосредственно, как бы внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким бы острым зрением ни обладал. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является, как говорят, опосредованным познанием.

Что же такое опосредованное познание? Представим себе, что человек, сидящий в комнате, хочет узнать, какова темпера­тура снаружи. Для этого есть разные возможности—почувст­вовать эту температуру своим кожным анализатором непосредст­венно (выйдя на улицу) или посмотреть на термометр, прикреп­ленный снаружи у окна. В последнем случае человек о темпера­туре узнает опосредованно. Воспринимая одно, человек судит о другом. Но что нам дает такую возможность? Почему, глядя на термометр, человек узнает о температуре, которую он не ощу­щает? Разумеется, потому, что он знает о связи объема ртути с температурой окружающей среды. Иначе говоря, опосредован­ное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связан­ного с первым.

Равным образом человек узнал и о химическом составе звезд опосредованно, не подвергая звездное вещество анализу в лабо­ратории, что невозможно, а изучая непосредственно видимый спектр, полученный путем разложения света далекой звезды. Это стало возможным только благодаря тому, что человек рас­крыл связь между химическим составом вещества и спектром из­лученного им света.

Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.

К опосредованному познанию человек прибегает в следую­щих случаях:

1) когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (например, не воспри­нимающих ультразвуки) или отсутствия соответствующих анали­заторов (например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Происхождение и развитие агрессивности .
В теории, объясняющей природу агрессивнос­ти, существует три отличных друг от друга под­хода. Все они отражают воззрения конкретных исследователей и психоло­гических школ разного времени. Основоположником этой теории является Зигмунд Фре ...

Новообразования подросткового возраста
Советские психологи, начиная с Л.С.Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою п ...

Лжец. Виды лжи
В книге И. Вагина «Психология выживания в современной России» рассматриваются проблемы обмана и лжи. В ней говорится о том, что человек, как правило, лжет или для достижения собственных целей или для возвышения себя в глазах окружающих ил ...