Все явственне обнаруживалось расхождение между исследователями различной методологической ориентации. Поучителен в этом плане конфликт между учениками Вундтаи Брентано
. И те и другие продвигались в русле интроспекционизма. А это означало сосредоточенночть на феноменах познания. Но Вундт
и его последователи строго придерживались курса на исскуственный анализ, на поиск первоэлементов сознания, открываемых изощренной интроспекцией. Брентаносчитал, что феномены сознания следует наблюдать в их непосредственной данности, без специальной работы субъекта над эти материалом. Приступив к изучению слуховой чувствительности, К Штумф
выбрал в качестве испытуемых специалистов музыкантов. Их самонаблюдение давало иную информацию, чем у испытуемых, тренированных по вундтовским инструкциям.
Штумф
отверг данные вундтовской лабаротрии, как искусственные, не соответствующие реальности сознания. Между ним и Вундтфом
вспыхнула полемика. Результаты своих исследований Штумф
изложил в капитальном двухтомном труде по психологии восприятия музвкальных звуков (1883 - 1890). Столкновение между лабароториями Вундта
и Штумпфа
любопытно в том плане, что исходная программа расщепления сознания на его структурные компоненты стала разрушаться в самой практике исследования, а не из-за слабости теоретической схемы. Лицам, занимающимся профессианальной деятельностью в определенной сфере культуры, доверялось больше, чем «чистым» психологам. Анализ сознания ставился в зависимость от новой переменной - реальной деятельности личности.
В 90-х годах к изучению слуховых ощущений приступили в вундтовской лабаротории Скрипчур
и Крюгер
. Из ощущений других модальностей внимание экспериментаторов привлекли кожные и осязателтьные (Бликс
, Гольдшайдер
, Фрей
и др.) В тот же период появились крные работы по обонятельным (Цваардемакер
) и вкусовым (Кизов
) ощущениям.
Изучение функций рецептроров лежало на границе с физиологией. Вундт
и другие психологи стремились подключить и к этому переыерическому уровню более плохо поддавались эксперементальному контролю, их исследование пошло опосредствованным путем, через сенсомоторные акты, где можно было объективно фиксировать оба звена процесса - как его «вход», так и «выход». Наиболее типичным и разработааным в этом плане был экспенимент на определние времени реакции. Сперва его схема примнялась к доречевому уровню (начало реакции - сенсорные сигналы различных модальностей, завершение - двигательные ответы). Затем был сделан шаг вперед:в схему опыта включалось слово - специфический человеческий раздражитель.
Немецкий психолог Людвиг Лагнге
(1825-1885) установил в вундтовской лабаротории различие между ВР при реакциях, которые он назвал сенсорной и мышечной. В первом случае внимание оказывалось направленным на стимул (ВР длиннее), во втором - на предстоящее движение. Работа Л. Ланге
стала объектом многолетних мпоров. Ее исторический эффект состоял в том, что была обнаружена роль предварительной установкит испытуемого, выражающейся во внимании.
Другие статьи:
Хронологические рамки подросткового возраста. Их зависимость от
социокультурных условий.
В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения, я приведу некоторые из них.
Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кр ...
Роль
воображения в научном познании мира
Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания.
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Творчество со ...
Способы управления и тренировки памяти
Общее представление о памяти человека.
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей о ...
Разделы