Описание выборки
.
Наше исследование проводилось в течение полугода. За это время нами было опрошено 150 человек в возрасте от 8 до 76 лет. Все опрошенные являются жителями города Баку.Из них 79 человек женского пола (53%), и 71 ( 47% ) мужского.
Среди опрошенных присутствовали представители нескольких национальностей, а именно:
Азербайджанцы – 86 человек (57%);
Русские – 52 человека ( 35% );
Украинцы – 5 человек ( 3% );
Татары – 4 человека ( 3% );
Лезгины – 3 человека ( 2% ).
Кроме того имелись различия и в религиозной принадлежности. 77 опрошенных (51% ) относят себя к мусульманской религии, 55 человек ( 37%) к христианской, а 18 опрошенных (12%) причислили себя к числу неверящих в Бога, а именно атеистов.
Так как целью нашего исследования являлось выявить психологическое отношение к смерти с позиции возраста, все опрошенные были условно разделены нами на 5 возрастных групп:
От 8 до 15 лет ( отрочество);
От 16 до 30 лет ( юность);
От 31 до 45 лет ( молодость);
От 46 до 60 лет ( зрелость);
От 61 до 76 лет ( старость ).
Описание методик.
В нашем исследовании для сбора фактического материала были использованы следующие психологические тесты:
1. Цветовой личностный тест М. Люшера (малый тест Люшера).
Состоит из 8 цветов( синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный м серый). Данный тест направлен на определение эмоционального состояния личности.
2. Тест «Рисование смерти»
Инструкция к проведению данного теста выглядит следующим образом.
«Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите принадлежности для рисования (цветные карандаши,фломастеры,краски ).Закройте глаза,сделайте немного глубоких вздохов,подумайте о смерти.Откройте глаза.Теперь выберите цвета и начните рисовать ваш символ смерти.Не нужно сознательно выбирать какой-то символ, просто начните рисовать.Если вам трудно начать, то попробуйте взять карандаш или фломастер в левую руку ( если вы правша ) или в правую (если вы левша). Вы чуствуете,что вас тянет писать слова? Пишите слова.Когда вы завершите рисование,возьмите новый лист бумаги ( можно теперь выбрать другие цвета ) и начните рисовать свои чуства, относящиеся к смерти. И в этом случае старайтесь рисовать спонтанно, не обдумывая то, что вы делаете.
3. Психологический тест - опросник
В нем были представлены как закрытые,так и открытые вопросы, направленные на выявление отношения людей к смерти( полный вариант теста - опросника дан в приложении).
4. Помимо этого с опрашиваемыми проводилась беседа, а также велось наблюдение за ними.
Психологическое иследование велось следующим образом: первичным давался тест Люшера, затем предлагался тест «Рисование смерти», далее тест – опросник, и в заключении мы повторно предлагали Цветовой тест М. Люшера, с целью выявить наличие или отсутствия личностной тревоги, относительно изучаемой проблемы.
Как видно из вышесказанного нами был сделан акцент на использование невербальных методик, т.е. путем рисунков и цветов определить объективноеотношение человека к смерти.
Другие статьи:
Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.
Опытно-экспериментальная работа проходила в средней общеобразовательной школе №15 г.Мытищи М.О., во 2 «В» классе, учитель – Челпаченко Г.Н. Количество учащихся в классе – 24 чел., трое детей воспитываются в неполных семьях матерями, оста ...
Стресс у детей
Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых - это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается, наверное, в тот момен ...
Вторая сигнальная система.
Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения.
Для различения высшей нервной деятельности живо ...
Разделы