Модель процесса коммуникации.

Страница 1

Все, что мы хотим выразить в процессе коммуникации существует в виде “ментальных образов”: невысказанных чувств (раздражения, тревоги, радости), побуждений (желаний, потребностей), воображаемых картин реальности (как будет выглядеть работа после ее завершения) и т.д. Поскольку люди не могут непосредственно читать мысли друг друга, “отправитель информации” должен каким-то образом закодировать свое сообщение и использовать какой-либо информационный канал, чтобы оно дошло до “получателя информации”:

информационный канал

Существует много способов, посредством которых мы можем “доставить” свое сообщение по адресу: например, выражать его словами устно или в письме. В этом случае мы будем иметь в виду два различных используемых канала коммуникации.

Коммуникационные каналы

(средства)- это инструменты или приемы, способствующие передаче коммуникационного сообщения. Но это не просто средства, обеспечивающие контакт участников коммуникации. Коммуникационные каналы помогают достичь общего понимания того, кто к кому обращается, с какой целью, по какому поводу, в каких условиях, с какой степенью доверия. Кроме того, в качестве канала коммуникации могут быть использованы и невербальные средства: прикосновение, особая поза, жест и т.д. Проходя по каналу коммуникации, сообщение достигает “получателя информации”, который, для того чтобы правильно понять его, должен раскодировать его. Понятно, что основным средством кодирования и раскодирования информации служит письменная и устная речь.

Эта модель коммуникации носит название линейной

. Линейная модель коммуникации характеризует этот процесс как односторонний: информация передается от “активного” источника к “пассивному” получателю. Мысли, эмоции, смыслы (т.е. ментальные образы) принимают вид сообщения и “внедряются” в получателя информации. Однако, более или менее полно отображая процесс коммуникации, например, в случае радио- или телевизионной передачи, линейная модель перестает работать при рассмотрении межличностной

коммуникации. Она не учитывает реакцию на сообщение получателя информации. Эта реакция (вербальная или невербальная) является обратной связью,

а модель коммуникации,

учитывающая наличие обратной связи называется интерактивной:

В данном случае, естественно, сохраняется кодирование и раскодирование информации, разнообразные коммуникационные каналы. Однако, наиболее важно, что в процессе коммуникации отправитель информации в то же время является и ее получателем, и наоборот, тот, кто получает информацию, не остается пассивным, а в той или иной форме реагирует на поступающие к нему сигналы. Функция обратной связи состоит в том, чтобы по мере развития коммуникационного процесса обеспечить согласованность “ментальных образов” вовлеченных в него людей,

Однако по собственному опыту мы знаем, что достичь согласованности (иначе говоря, взаимопонимания) удается не всегда. Объяснить это можно, если принять во внимание, что у каждого из участников коммуникации имеется свое собственное пространство,

которое он использует обмениваясь ментальными образами со своими партнерами. При этом здесь имеется в виду не просто физическое пространство, но скорее опыт человека в общении, его состояние, настроение, социальный статус и т.п. Например:

партнер А здоров - партнер Б болен

партнер А прожил долгую насыщенную жизнь - партнер Б молод и неопытен

партнер А клиент - партнер Б консультант и т.д.

Проблема личностного пространства в коммуникации настолько важна, что необходимо применить еще одну модель - трансактивную

:

информационный информационный

шум шум

В этой модели “коммуникатор 1” и “коммуникатор 2” рассматриваются как получатели и отправители информации, кодирующие, раскодирующие сигналы обратной связи и использующие коммуникационные каналы. Для того, что обозначить силы, препятствующие свободному прохождению информации, используется понятие “информационный шум

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Сравнение представлений о личности в теориях
Достаточно сложно проанализировать две теории личности с учетом того, что все-таки Леонтьев и Маслоу говорят на разных языках. Но попытаться все же можно.Если пристальнее посмотреть на тексты краткого содержания теорий, изложенный выше, то ...

Поведенческий компонент рекламного воздействия.
Исследование данного механизма предполагает анализ поступков человека, определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы. Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательн ...

Мотивы и мотивация.
Анализ мотивационной регуляции деятельности человека связывается в психологии с понятием потребности. Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних о ...