Операциональная напряженность и типологические особенности

Психология » Трудовая деятельность » Операциональная напряженность и типологические особенности

«Некоторые профессии связаны с высоким темпом выполнения рабочих операций, в связи с чем у работающих возникает операциональная напряженность. В частности, к таким профессиям относятся радиотелеграфисты и телефонистки. Нормативы радиста 1-го класса предусматривают прием и передачу не менее 18 групп в минуту, причем каждая группа состоит из пяти знаков (букв или цифр), а каждый знак в среднем – из 3-3,5 сигналов (точек и тире). Таким образом, за одну минуту телеграфист 1-го класса должен совершить не менее 270 действий. Телефонистка междугородных связей обеспечивает связь одновременно на десяти каналах. Эта работа требует большого внимания, быстрой реакции и хорошей переключаемости» (1).

Изучение типологических особенностей в этих профессиях, проведенное В.А. Трошихиным и др., показало, что наиболее успешно овладевали этими профессиями лица с высокой подвижностью нервных процессов и с сильной нервной системой. Лица с инертностью нервных процессов и со слабой нервной системой, по мнению этих авторов, к данным профессиям не пригодны.

Другие исследователи этой проблемы в целом согласны с такими выводами, но делают некоторые дополнения. Например, В.Г. Зарихина отмечает, что скорость передачи сообщений радиотелеграфистами зависит от степени лабильности нервной системы. «Специфической трудностью для инертных является необходимость совершать быстрые повторяющиеся движения рукой» (1).

Н.А. Бесстрашная (1982) изучала роль типологических особенностей в успешности овладения профессией машинистки. Эта профессия требует овладения сложно координированным скоростным двигательным навыком, выносливости в связи с необходимостью длительное время выдерживать высокий темп печатания текста, быстрого переключения внимания с одного предмета на другой. Было выявлено, что «у лиц, успешно осваивавших эту профессию, высокая подвижность нервных процессов и высокая работоспособность по теппинг-тесту» (1).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРЕБУЮЩАЯ КОНЦЕНТРАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

«Многие профессии связаны с концентрированным и устойчивым вниманием (корректоры в издательствах, наборщики в типографиях, операторы, осуществляющие функцию слежения, и т.п.)» (1).

По данным Е.П. Ильина среди корректоров и наборщиков типографий со стажем более 10 лет преобладают лица с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов. Это, к сожалению, единичное исследование, проведенное на производстве, поэтому больше приходится опираться на данные, полученные в лабораторных условиях при выполнении корректурного теста.

«Лица с подвижностью возбуждения меньше просматривают за отведенное время знаков и допускают больше ошибок независимо от сложности задания.

Лица с подвижностью торможения меньше просматривают знаков, но и ошибок делают меньше, чем лица с инертностью торможения.

При простом задании лица со слабой нервной системой допускают больше ошибок, чем лица с сильной нервной системой при почти одинаковой быстроте выполнения заданий» (1).

Простое задание хуже всего выполняли лица с преобладанием возбуждения (меньший темп работы и большее количество ошибок) и лучше всех – лица с преобладанием торможения.

Таким образом, работа, требующая внимания, лучше осуществляется лицами, имеющими сильную нервную систему, инертность возбуждения и преобладание торможения .

Другие статьи:

Иерархия потребностей
Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных в ...

Понятие о мышлении
Мышление—высшая форма отра­жения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познава­тельный психический процесс, свойственный только человеку. Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знак ...

Операции мышления
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрак­ции, обобщения и конкретизации. Сравнение. Сравнение — это сопоставление предметов и явле­ний с целью найти сходство и р ...