Творческая личность

Психология » Творческая личность

Страница 1

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.

Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполне определенные свойства психики.

Особенностями творческой личности являются:

- нейрофизиологическая структура мозга, определяющая преобладание внутренней обусловленности над внешней (признаки самой системы);

- психологическое (энергетическое) одиночество (условия взаимосвязи системы с другими системами, социумом);

- принадлежность доминантной идее (соотношение с надсистемой).

Творчество возможно только тогда, когда условия несут системный характер. Стоит заметить, что анализу поддаются только внешние фактические события, в которых участвует человек — глубина погружения, чувствование, причастность являются глубоко субъективными качествами и не поддаются обычным методам наблюдения и анализа. И все-таки .

Социальное развитие личности и творчество

В раннем детстве достаточно четко выделяется закономерность, которая, как нам видится, является одной из базовых в формировании творческой личности и отвечает на вопрос: "Почему более свободно?" Внешние условия не позволяют полностью и в широком спектре усвоить механизмы социального поведения, принятые нормативными для данного времени и социопсихологической культуры семьи, микромира. Известно, что нормативные механизмы поведения усваиваются ребенком без осознавания, в основном до 7 лет через подражание. В дальнейшем, в течение жизни, человек воспроизводит усвоенные нормы, которые, в случае совпадения со средой, обеспечивают максимальный психологический комфорт. Низкую вероятность совпадения несут нормы морально-психологического мира личностей, выросших в семье "воров в законе" и семье технической интеллигенции. Мужчины, выросшие в среде родо-племенного населения Чечни и, с другой стороны, в неполной семье, за спиной мамы, которая все "брала на себя", не смогут одинаково реагировать в одной и той же ситуации.

Понятно, что процессы "социализации" уходят в подсознание само собой разумеющимися нормами, являясь ядром становящейся личности или, другими словами, неосознанными социальными нормами. Невозможность обширных и устойчивых социальных контактов в детстве проистекает из-за различных причин:

- инвалидность или болезненность и, как следствие, ограничение устойчивых контактов;

- углубленная самодовлеющая увлеченность, например, музыкой, рисованием, фантазиями;

- очень ранняя и, возможно, неоднократная оторванность от семьи, с последующим перемещением в чуждую психологическую среду.

В ряде случаев просматриваются симптомы неврозов, иногда психозов.

Так или иначе, ребенок скорее предоставлен сам себе; сам в себе, сам для себя, чем сам для других. В широком спектре не формируются устойчивые стереотипы. Из потребности экономии сил происходит неосознаваемое стремление к устранению возникающего напряжения при общении [1, c. 151]. Это находит проявление в различных формах: от отсутствия длительных отношений, дружеских обязательств, до отсутствия семьи и сложностей в социальной адаптации. Если по ряду обстоятельств семья возникает, такой человек чаще всего не выполняет принятых в данной социальной среде обязательств.

Такие люди несут в себе большой заряд ощущений неприкаянности, потерянности, одиночества, чужого мира вокруг и т.д. Возникают проблемы в поисках места, ниши психологического комфорта. Но не многие могут из состояния "изгнанника" перейти в состояние "странника".

Самореализация и творчество

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи: