Определение понятий способности,одарённость,талант

Психология » Структура таланта » Определение понятий способности,одарённость,талант

Страница 5

технико-конструктивный;

образно-художественный;

вербально-поэтический;

музыкально-двигательный;

практико-технологический;

ситуативный (спонтанный, рассудительный).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

реконструктивное творчество;

комбинаторное творчество;

творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

пониманию и структурированию исходной информации;

постановки задачи;

поиску и конструированию решений;

прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

медленный;

быстрый;

сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

достичь результата высшего класса;

реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

вдохновенный (иногда эйфорический);

уверенный;

сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности. [16]

Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания.[9] Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Причины Интернет - зависимости
К .Янг, исследуя Интернет[25] - зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%) (см диаграмму 1). Приведенные се ...

Символдрама как один из методов психотерапии
Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко ...

Семейное консультирование
Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаим ...