Три шага на встречу

В большинстве случаев эмоциональные состояния не являются настолько тяжелыми, чтобы была необходи­ма чужая помощь. Можно самому помочь себе ориентиро­ваться среди чувств-индикаторов нашей жизни. Существу­ет

метод, который позволяет отойти на небольшую дистан­цию от чувств, которые блокируются и возвращаются вновь при условии, что они не слишком сильны. Это может быть осуществлено благодаря трем шагам, которые созда­ют собственную позицию по отношению к чувству.

1. Сначала следует занять позицию, направленную вовне по отношению к миру, который угрожает, тяготит или печалит. То есть сначала мы смотрим совсем даже не на чувство, а на ситуацию. Мы проверяем, насколько она свя­зана с нашим чувством. Если, например, возникает чувство «все другие лучше меня», то позиция, направленная вовне

заключается в том, чтобы спросить себя:

«Действительно ли это так? На основании чего я это распознаю?»

. Или, ес­ли по отношению к кому-то возникает недоверие, нужно задать вопрос:

«Действительно ли есть основания для недо­верия? Уместно ли это в данной ситуации?»

.

2. После того как мы смогли открыто взглянуть на мир, мы можем занять позицию, направленную вовнутрь, обратиться к самому чувству и спросить себя:

«Если это мое чувство действительно отражает ситуацию, то каковы могут быть последствия? Смогу ли я их выдержать? «На­пример, если бы другие сейчас, во время катания на лыжах, или вечером во время игры в преферанс действительно бы­ли бы лучше меня, какие бы это имело кон­кретные последствия? Что бы я потерял благодаря этому? Мог бы я выдержать это сегодня?

Или в другом случае:

«Могу ли я на один день, на время выполнения этой работы, выдержать чувство недоверия?»

3. Сделав первые два шага, человек мо­жет теперь спросить себя:

«О чем сейчас, в данной ситуации, для меня идет речь?»

. Так мы занимаем позицию по отношению к позитивному.

«Идет ли сейчас для меня речь о том, что я должен быть самым хорошим и никто другой не должен быть лучше меня, или речь идет о катании на лыжах?» «Идет ли для меня сейчас речь о том, чтобы никогда не ис­пытывать чувства недоверия, или том, чтобы эта работа бы­ла выполнена?»

Благодаря обращению к позитивному че­ловек вновь обретает твердую почву под ногами.

Эмоциональные состояния, однако,

не должны являть­ся основой для принятия решений о чем-то ином - о том, что не есть я (о ситуации, о другом человеке). Эти чув­ства связаны с нами самими, а не со смыслом ситуации. Они являются отражением нашего физического состояния, общего жизненного настроя, а также опыта переживаний. Это чувства, которые нас не отпускают, потому что они часть нас самих. Их задача заключается в том, чтобы привя­зать нас к нашему телу и к нашей биографии. Поэтому они носят указующий характер. Они побуждают нас к тому, чтобы разобраться в них и понять, что они означают. По­нять их - означает лучше понять самого себя. Однако так

как эти чувства не всегда связаны непосредственно с ситу­ацией на работе, в семье, с беседой, которую мы сейчас ве­дем, важно, чтобы мы могли сохранять по отношению к ним определенную дистанцию. Наша жизнь стала бы бес­толковой, если бы мы неосмотрительно следовали за каж­дым дурным настроением, раздражением, проявлением гнева, разочарованием, желанием. Определенная дистан­ция по отношению к этим чувствам защищает нас как от чувственного сибаритства, так и от патологического купа­ния в душевной боли. Сентиментальность, кстати, можно определить как результат того, что мы понимаем эмоцио­нальные состояния не как индикаторы чувства, а как цель, у которой мы хотим остаться.

Другие статьи:

Структура, функции и развитие семьи
Семейную систему можно рассматривать как единое об­разование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. ...

Лингвистическая семантика
Существует множество слов с похожим или приближенным значением и они могут заменять друг друга в определенном контексте, но не все отношения значений могут быть легко определены. Одна группа может обозначать глаголы движения (verbs of goi ...

Творческая личность
В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д. Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание ос ...