Значимая реальность человека

Психология » Стоит ли полагаться на свои чувства » Значимая реальность человека

Страница 3

Экзистенция

, как специальный термин, обозначает состоявшуюся, «полную» и «целостную» жизнь. Это «хорошая жизнь», в которой че­ловек открыт для любых переживаний, в которой он реализует собственные установки, которую проживает свободно и ответственно - именно это означает жить осмысленно.

Наша беседа демонстрировала пренебрежение к чув­ствам и фатальное воздействие этого обстоятельства на его жизнь. Поскольку всё, что в нашей беседе касалось чувств, он считал второстепенным, то для актуализации его чувств я спросил напрямую: не может ли помимо сложностей в от­ношениях с энергичной женой играть роль тоска по его энергичной матери? И тут 67-летний мужчина покраснел и стал заметно нервничать. После нескольких ничего не зна­чащих слов он снова взял себя в руки и затем очень делови­то заявил, что тогда это было именно так и что теперь с этим уже ничего нельзя поделать. Он не испытывает в этой связи никакой печали. Всё это только закалило его и сделало ра­циональным человеком, за что он благодарен своей матери.

В последующих разговорах он все-таки признал, что хотя всю жизнь боялся и избегал любых чувств, как чего-то не под­лежащего контролю, именно чувства уп­равляли его решениями.

.Меня тронула встреча с этим муж­чиной. Грустно было смотреть на него, 67-летнего, перенесшего инфаркт, живущего уже в течение многих десятилетий в не­удачном браке и испытывающего такой сильный страх. Несмотря на свой возраст, внутренне он был одиноким и брошенным ребёнком, как и тогда, когда ему был годик, два или четыре. Если бы только у него раньше была воз­можность услышать свои чувства! Если бы только он мог принять чувство тоски по своей матери, если бы он мог поз­волить себе заплакать! Я непроизвольно стал размышлять о том, что его жизнь могла бы сложиться иначе. Его отно­шение к жене, к самому себе и к своему телу не было бы та­ким дистанцированно-отстранённым. То, чего ему не доста­вало, никогда не было ему чуждым. Он ощущал это с само­го детства, он и сегодня краснеет, несмотря на скрываемые чувства. Кто внушил ему, что он не вправе тосковать, печа­литься, бояться?

Для того чтобы у нас хватило мужества положиться на наши чувства, нам подчас нужно, чтобы нас поддержали и ободрили люди, которые нас понимают.

Тот, кто остаётся на­едине со своими чувствами, вскоре будет вынужден отодви­нуть их - для того, чтобы они не заполонили его целиком. Однако так как никто не обратил внимания на его душевное состояние, он думал, что в жизни важно избавляться от

чувств. Ещё в большей степени он учился этому также и по­тому, что был мальчиком и должен был стать мужчиной. Пример этого пациента, впрочем, показывает, что свои ду­шевные беды можно уладить и одному. Это важно в ситуаци­ях, когда нет возможности пережить их. Однако вытеснить не значит отменить. Его болезнь, то, как протекал его брак, поздняя влюблённость - всё это указывает на то, что жизнь с этим вытеснением не примирилась. Его жалобы и страхи были связаны с тем, чего он сам со своею сдержанностью чувств более не понимал, и я обратил на это его внимание.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Сходство гениальных людей с помешанными
Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым. О гениальных людях, точно так же как и ...

Стили педагогического общения.
Стиль общения педагога - это индивидуально - типологические особенности социально - психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в с ...

Виды, формы и уровни дифференциации обучения
В специальной литературе много говорят о различных видах, формах и уровнях дифференциации обучения, в том числе и с учетом проблемы детской одаренности. Не вдаваясь в нюансы основных позиций, отмечу, что возможных и реальных проявлений ди ...